?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Белгород - первый в списке городов воинской славы. Сразу же после получения этого высокого и заслуженного статуса были приняты большие усилия по наглядному отображению звания. Так появился памятный знак, установленный на главной городской площади. Однако, вскоре в положение о городах воинской славы был добавлен пункт об обязательной символике - единообразном памятнике. По ряду обстоятельств его возведение было отложено и осуществилось лишь спустя несколько лет. Далее - всё, что вы хотели знать о памятной стеле.

Стела "город воинской славы", Белгород, фото Sanchess, 2013


Комплекс расположен на Соборной площади Белгорода. Тематика военно-историческая, просветительная. Увековечено событие - присвоение почетного звания. Открыт в 2013 г.

Авторский коллектив.

Авторы типовой рекомендованной композиции:

Воскресенский Игорь Николаевич (архитектор, заслуженный архитектор России)
Ишкильдина Галия Александровна (архитектор)
Перфильев Василий Валерьевич (архитектор)
Щербаков Салават Александрович (скульптор, заслуженный художник России)


Архитекторы привязки и адаптации типовой композиции:

Перцев Виталий Владимирович
Турченко Вячеслав Алексеевич
Маздич (возможно Магдыч, уточняется) Олег Викторович


Архитекторы проекта (индивидуализация и ландшафтный дизайн):

Воскресенский Игорь Николаевич
Перфильев Василий Валерьевич

Скульптор проекта (тематические рельефы):

Щербаков Салават Александрович

Стела "город воинской славы", фото Sanchess, 2013


Общее описание.

Памятник представляет собой единую цельную композицию из нескольких архитектурных элементов. На тематически и стилистически оформленной площадке выполнен симметричный квадратный стилобат, на плоскости которого размещены все детали памятника. Центральным объектом является каменный обелиск, вокруг которого на углах стилобата установлены массивные каменные блоки - стелы. На четырех стелах размещены художественные рельефы, на которых изобразительными средствами запечатлены основные вехи ратной истории города. Особенность обзора ансамбля в том, что он одновременно рассчитан на восприятие как с дальних точек, так и на непосредственное прочтение его элементов вблизи (рельефов, текстов).




Выбор точки установки был архитектурно обоснован. Авторы привязки позиционировали проект как гармонично вписывающийся в конкретную среду, позволяющий сформировать композиционную доминанту центральной городской площади. Это так же позволило принять в работу исходный типовой вариант без внесения изменений.

Основной материал - полированный гранитный камень. Помимо традиционных для монументов облицовочных плит здесь использованы крупные монолиты. Тумбы, колонна, её пьедестал выполнены из цельных каменных блоков. Хотя это бесспорное решение с точки зрения эстетики и долговечности, стоимость такого памятника очень высока. Для Белгорода был выбран гранит Балтийского месторождения под Выборгом. Этот сорт отличает благородный глубокий темно-коричневый цвет с черным и розовым зерном и редкими красивыми прожилками. Кроме того использован серый гранит (ступени, брусчатка). Общий вес камня, использованного при строительстве стелы, составляет более 50 тонн.

Скульптурные элементы выполнены из бронзы. Применены типовые декоры колонны, венчающий гербовый орел и индивидуальные художественные детали. Общий вес бронзы - более 600 кг.

Примерные габаритные размеры элементов композиции приведены на эскизе (подробные - в инженерном описании):

стела-размеры.jpg


Площадка памятного знака:

Расположен в сквере в северной части Соборной площади. Размер площадки 34Х32 м. С двух сторон - участки зеленых насаждений.



Площадка имеет сплошное мощение цементной плиткой разного цвета. Рисунком мощения выделены условные дорожки к лестницам памятника со всех четырех сторон, выполнен орнамент в виде георгиевской ленты, окружающей композицию. Со сторон зеленых насаждений выделено по три ниши, в которых установлены большие скамьи на массивных металлических каркасах художественного литья. Также в зелёной зоне установлено 6 опор освещения - невысокие тонкие металлические столбы самой простой конструкции под единичный светильник с украшением в виде минималистичных ажурных завитков у плафона. На опорах установлены приборы общего освещения (стандартные светильники с лампой ДНАТ-250 и матовым пластиковым плафоном типа "шар венчающий") и приборы декоративной подсветки (на дополнительных перекладинах, светодиодные архитектурные светильники с холодным белым спектром, по три прибора на опоре). Со стороны площади установлены две простые опоры с трансляционными звуковыми акустическими системами.




Стилобат:

Стилобат - общее приподнятое над рельефом основание для элементов памятника - квадратное в плане, со стороной 16,9 м., высотой 0,68 м. Одноступенчатый, боковая поверхность и периметр верхней плоскости облицованы плитами полированного коричневого гранита. По центру каждой стороны устроена лестница из 4-х ступеней шириной 4,3 м. Ступени сложены из блоков серого гранита. Свободное пространство вымощено гранитной колотой брусчаткой серого ("Возрождение") и коричневого ("Балтийский") цвета.




Обелиск:

Композиционным центром памятника является обелиск в виде круглой колонны дорического ордера, наиболее заметный и несущий основное смысловое содержание элемент. В отличие от остальных полностью симметричных частей, колонна имеет ориентацию на две стороны света - север и юг.

Колонна из коричневого полированного гранита, установлена на трёхступенчатом пьедестале. Основание колонны квадратное в плане, из массива камня, сверху и снизу выделено фризами (выс. 2,15 м). Ствол колонны так же монолитный, имеет энтазис (утолщение в средней части). База и капитель квадратные, орнаментированы бронзой (выс. 6,2 м, макс. толщ. 0,83 м). Колонна увенчана полушарием, на нём установлен небольшой шар, завершённый фигурой двуглавого орла - элементом герба России. Фигура и её основание - из бронзы, позолочены (габариты орла 1,2Х1,4 м). Общая высота - 10,8 м.



На южном фасаде обелиска установлена металлическая доска, оформленная как картуш, с текстом указа президента РФ о присвоении Белгороду звания "Город воинской славы". Бронза, тонирование, позолота. Под картушем - бронзовый рельеф: лавровые и дубовые ветви переплетены лентой. Символический смысл - единство воинской доблести, силы, славы.



На северном фасаде установлена литая бронзовая доска с изображением герба Белгорода.




Тумбы и художественные рельефы:

Гранитные стелы в виде монолитных прямоугольных тумб в верхней плоскости завершены простой пирамидальной огранкой. Тумбы расположены по углам стилобата и служат главным элементом индивидуализации памятника. В общем случае на них должны быть расположены художественно оформленные информационные доски. Способ отображения информации и количество деталей определяются в каждом конкретном случае. Для Белгорода с его богатой ратной историей было выбрано художественно-образное представление в объёмной пластике. Рельефы заняли все плоскости стел - получилось 16 изображений.



Рельефы с сильно выраженным объемом. Выполнены в бронзе, тонированы в темно-коричневый цвет. Расположены в хронологическом порядке. Первое изображение - на передней левой тумбе, далее по часовой стрелке вокруг камня и так же вокруг колонны. Нумерация стел и рельефов отображена на схеме.

1. Станичная сторожевая служба. Поиск мест и закладка крепостей Московским государством.




2. Первая Белгородская крепость.




3. Вторая крепость и создание Белгородской черты.




4. Создание Белгородского разряда - военно-административного района (период 3-й крепости), на изображении одно из полковых знамен.




5. Участие Белгородского полка в сражении под Полтавой, почетное, пожалованное Петром, знамя с будущим гербом.




6. Жилая солдатская слобода у стены крепости, Успено-Николаевский собор, старейший каменный в городе. Крестный ход с иконой Николая Ратного, покровителя белгородских воинов.




7. Создание Белгородской губернии в 1727 г., на изображении императрица Екатерина I с указом. Справа - епископ Иосаф. На заднем плане Свято-Троицкий и Смоленский соборы. (Жест Екатерины визуально читается адресованным Иосафу, который возглавлял Белгородскую Епархию на 20 лет позже. Здесь собирательный образ довольно яркого периода в истории города, это единственный рельеф, не относящийся к военной тематике).




8. Две страницы с идентичным сюжетом - воины уходят на войну. В 1812 на Отечественную, на фоне Преображенской церкви (на тот момент была ещё недостроена, окончена в 1813). В 1914 - на 1-ю мировую, на фоне вокзала.




9. 1941. Белгородцы идут защищать страну от Гитлеровской оккупации. На заднем плане - бывшая женская гимназия, ставшая фронтовым госпиталем.

барельеф 9


10. Оборона Белгорода. Подвиг стрелков и танкистов, пытавшихся сдержать превосходящие силы наступления. Герои-танкисты Ф. Н. Самохвалов и С.А. Горелик, погибшие на подступах к городу.




11. Период немецко-фашистской оккупации города: подпольщица с листовками, массовое сжигание в камышитовом заводе, угон жителей на работы в Германию, партизаны.




12. Городской бой. Иллюстрирует первое освобождение Белгорода - изображенный американский танк М-3 был в подразделениях, освобождавших город, по одной из версий именно на таком ворвался к площади лейтенант Андрей Попов. Но слишком сильные разрушения более характерны для позднего времени. Храм не Белгородский.




13. Прохоровское танковое сражение. Условная карта операции. Портрет командующего, генерала Н.Ф. Ватутина (трудноузнаваем).




14. Окончательное освобождение Белгорода 5 августа 1943. Стихотворный текст, водружение красного знамени над отбитым зданием, на заднем плане салют Победы в Москве.




15. Участие белгородцев в современных локальных вооруженных конфликтах.




16. Информационный текст о наградах и жертвах Белгородчины за период Великой Отечественной войны.





Инженерия сооружения.

При подготовке проектной документации за основу были взяты расчеты и требования, разработанные авторской группой типовой композиции. Поскольку геометрические размеры, нагрузки и климатические условия мало отличались от уже построенной стелы в Старом Осколе в работу был принят уже готовый проект МАИ "Архитектурно-планировочное бюро" (Старый Оскол). Т.к. памятник имеет значительную массу, под него был спроектирован мощный фундамент на буронабивных сваях длиной 2,5 м, это гарантировало надежность даже в сложном грунте центра города. По сваям устроен монолитный ростверк толщиной 400 мм.

Основные детали памятника и подробные размеры приведены на рабочих чертежах (в нашем случае отсутствует первая ступень центрального пьедестала):





В основе идеологии памятника - традиционные технологии, максимальное использование монолитных частей, большинство которых не требует сложного закрепления. Однако при конструировании были предприняты некоторые упрощения - членение деталей. С точки зрения технологий сейчас вполне возможно выполнить все элементы из цельных заготовок, но это значительно усложнит обработку, займет намного больше времени, а главное на порядок вырастет цена. Так стелы состоят из двух частей, основание обелиска - из трёх. Наиболее ответственная деталь - шестиметровая колонна. Весь комплект по отработанным чертежам производится серийно на Московском камнеобрабатывающем комбинате.



Сборка на месте происходит по схеме из полностью готового набора деталей. Изготовление колонны на МКК:





История появления.

Утверждение стелы как обязательного атрибута городов воинской славы.

В период СССР в стране была введена замечательная практика почётных званий, в том числе и для целых городов. Города-герои стали символом славы и победы нашего государства в Великой Отечественной войне. Новейшая история показала действенность такого подхода и возможность подобным способом повысить значительно подкошенные нравственные идеалы общества, патриотизм. Так в середине 2000-х гг. стала разрабатываться концепция особого выделения городов, особо отличившихся в деле защиты русского государства. Принцип был несколько иным - с одной стороны обязательно выделялись славные страницы борьбы с фашизмом, с другой - подчеркивалась историческая преемственность. В первую очередь награждались города с вековыми военными традициями и заслугами. Так появилось конкретное определение: "Город воинской славы" — почётное звание Российской Федерации, присваиваемое отдельным городам «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества».

Положение об условиях и порядке присвоения почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы» утверждено указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2006 года № 1340.
Статус обязывает:
1) установить стелу с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания по установленному образцу и проекту;
2) проводить публичные мероприятия и праздничные салюты 23 февраля (День защитника Отечества), 9 мая (День Победы), а также в День города.



Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года № 558 Белгороду, первому из городов, присвоено новое почётное звание. Следующими указами увековечены подвиги Курска и Орла. В том же году звания удостоены ещё пять городов. А так же объявлен конкурс на лучшее решение памятной композиции. Участниками было подано большое число проектов в различной стилистике, многие обыгрывали тему памятного обелиска. Подведение итогов затягивалось, затем в качестве оптимального варианта был выбран проект коллектива под руководством главного художника Москвы Игоря Воскресенского.



Вообще, с точки зрения архитектуры, утверждённый памятник не может называться стелой, это более крупная композиция - ансамбль. Сам факт победы в конкурсе на лучшую стелу того что ей не является уже спорен. Но авторы логично обосновали такой подход к заданию наличием в ансамбле нескольких отдельных стел. Получился казус: официально "стелой" называется набор стел.

Хотя номинально тема соответствия памятника как по форме, так и по содержанию была закрыта одобрением экспертной комиссии, проект широко подвергли критике коллеги и общественность. Основной причиной стала "имперская" символика на центральном обелиске. С точки зрения текущего времени, когда двуглавый орёл вновь стал государственным гербом, всё нормально. Но главным критерием присвоения звания "город воинской славы" является активное участие в Великой Отечественной войне. А по отношению к данному периоду такая символика неприменима, и даже для некоторых оскорбительна. Недоумение высказывалось повсеместно, особенно на фоне полного отсутствия в типовом варианте какого-либо намека на военную или гражданскую символику СССР как государства - победителя. Такие манипуляции можно сравнить с установкой колонны, увенчанной серпом и молотом, например, в честь Бородинского сражения. Стоит оговориться - в случае с Белгородом всё не так критично, поскольку город имеет многовековую ратную историю и под таким гербом написано немало славных страниц. Но очевидно, что наилучшим было бы принятие более нейтрального символического решения - тому есть множество примеров в архитектуре, стоит лишь проанализировать другие монументы - арки и обелиски в честь побед как в нашей стране так и за рубежом. Ведь кроме этого оформление не избежало ассоциаций с пограничными столбами и въездными знаками.

Итак, согласно закона во всех городах должны быть одинаковые памятники, но сразу же возник вопрос индивидуализации. Во первых, масштабная и дорогая как в прямом, так и в переносном смысле стела должна отображать особенность города - здесь было решено ограничиться скульптурными деталями. Во вторых, не везде есть возможность сделать так, чтобы памятник хорошо смотрелся ввиду архитектурной специфики. Авторы композиции отдельно оговаривают, что отступления от типового проекта крайне нежелательны и допустимы только на уровне отдельных деталей в особых случаях - для лучшей привязки к существующему ландшафту. При этом рекомендуют ответственно относится к выбору места - не ограничиваясь только критериями престижа.


Памятный знак в Белгороде.

Сразу же после получения почетного звания городские власти озаботились наглядной фиксацией этого факта. Надписи "Город воинской славы" появились в рекламных установках, на въездных стелах, порой заменяя собой раскрученный брэнд "город первого салюта". Но специальное положение предписывало обязательную установку памятного знака. Ещё до организации конкурса типовых памятников было решено установить памятный знак. Статус заслуживает отображения на главной площади и есть проверенный вариант - с помощью специального медальона. Так без особых затрат, споров и поисков был получен приемлемый результат.



Автором бронзового барельефа (как и остальной малой скульптуры в этом месте) стал художник и медальер Борис Пупынин. Знак был установлен к юбилею освобождения города в 2008 г на Соборной площади.


Поиск наилучшего места для стелы в Белгороде.

Летом 2009 г. в Белгороде провели специальный конкурс, из 16 вариантов отсеяли часть не соответствующих правилам, из оставшихся наиболее популярным предложением была Соборная площадь. Изначально было понятно, что это, безусловно, самое почётное место будет продавливаться администрацией города и области не смотря на то, что здесь уже всё занято. Ввиду последнего - мнение экспертной комиссии было неоднозначным и победителями были признаны два проекта: проект коллектива главного архитектора области Виталия Перцева (графика Del Sanchess):



И проект Евгения Романова (графика Del Sanchess):



Дополнительно были проведены опросы населения и специалистов, по которым тоже нельзя было сделать односложный вывод. Многие высказывались за альтернативные решения в самых разных местах города. Основная проблема заключалась в в том, что все предложения обладали серьёзными недостатками: неудобный полноценный обзор, плохая архитектурная вписываемость в ландшафт, "окраинность" или малопопулярность, значительные вложения в инфраструктуру или необходимость демонтажа или переноса имеющихся достопримечательностей. Сложный процесс выбора подробно описан в отдельной статье. Таким образом сооружение памятника было отложено на несколько лет для выработки наиболее рационального решения.


Конфликт власти и общественных групп.

Два варианта-победителя обладали лучшим соотношением достоинства/недостатки. Но предпочтение административных мужей оставалось за центральной площадью. Здесь скрывается парадокс. На видном месте располагался монументальный памятник В.И. Ленину. Это с одной стороны давало долгожданный обоснованный повод убрать вождя, а с другой - сильно осложняло реализацию идеи.



Скорее всего, если бы здесь находился другой монумент, то при всех остальных качествах проекта от него бы отказались даже при относительной легкости замены. Т.е. даже при имеющихся альтернативах нужно было поставить стелу вместо Ленина, но вместо Ленина и нельзя было. Кроме самой изображенной личности добавлялся особый статус монумента - официальный объект культурного наследия регионального значения, и органы госвласти, желавшие демонтажа, были обязаны его беречь и охранять. Памятник проектировался вместе с самой площадью, был изначально одним из основных элементов ансамбля, формировал облик города в глазах нескольких поколений. Даже для противников коммунистической идеологии это серьёзные поводы усомниться в правильности замены. С другой стороны даже сторонникам ленинских заветов понятно, что статуя вождя революции - не самый лучший образ для центральной точки региональной столицы с богатой древней и современной историей.

Полемика среди активной общественности началась сразу же после представления проектов. При этом проект установки в парке Победы практически не вызывал претензий и устраивал почти всех. Тема демонтажа памятника Ленину, а именно в этой плоскости велось обсуждение другого варианта, буквально расколола горожан на два лагеря. Такая ситуация не могла быть проигнорирована и возведение стелы постоянно откладывалось. Администрация города заверяла, что мнения жителей будет основополагающим, а их рассмотрение - максимально открытым, в том числе возможно проведение местного референдума. К 2012 году отсутствие в Городе воинской славы №1 стелы стало уже неприличным и окончательное решение наконец-таки было принято, но на кабинетном уровне. С этого времени начинается подготовка документации, согласований и обоснований, а так же формирование лояльного отношения жителей к замене памятника.



Если с первой частью проблем не возникло, и даже перенос охранного объекта был успешно согласован в минкульте (пусть и с нелепой формулировкой "в целях сохранения"), то вторую откровенно запороли. Итог "работы с населением" дал прямо-противоположные результаты и сильно подорвал авторитет городских властей.

Бум дискуссий стал резко набирать обороты после заявления мэра Сергея Боженова о том, что "дальше тянуть нельзя" в конце года. После чего выяснилось, что на сайте госзакупок открыт аукцион на работы по установке стелы на Соборной площади, включающие перенос памятника Ленину на Народный бульвар. При этом окончательного решения горсовета ещё не было принято, что вызвало массу возмущений. Далее началась агрессивная пропаганда, не выдерживающая никакой критики из-за необоснованности доводов, явных подтасовок и нередко явной лжи. Необдуманность, непоследовательность и грубый характер действий городской администрации ещё до начала работ сумел дискредитировать благородную идею. Одним из ярких моментов этой истории стала встреча представителей мэрии с журналистами и общественниками на "Гражданском форуме", закончившаяся полным поражением чиновников. При этом большая половины аудитории изначально поддерживала предложенный проект, но после открытого диспута в массе изменила мнение, отчасти из-за того, что представители власти выказали полное пренебрежение к взглядам горожан.

В течение зимы и в начале весны площадка демонстративно закрывалась различными баннерами, например с конкретным эскизом проекта:



Отдельно стоит отметить, что вся кампания была построена на противоположных идейному замыслу стелы принципах, явными методами революционеров-большевиков и даже национал-социалистов. А это совсем не тот случай, когда "нужно любыми способами" и "мы новый мир построим". В ходе противостояния возникали просто фантастические казусы: в ответ на митинг КПРФ в поддержку монумента Ленину были мобилизованы ультра-националисты с митингом за установку стелы. Своими действиями мэрия вместо поиска конструктивного диалога как будто специально накаляла атмосферу и обостряла ситуацию. Обыденностью стали одиночные пикеты:



Тем не менее, не смотря на широчайший общественный резонанс, вышедший далеко за пределы города, основное население традиционно оставалось инертным к происходящему. Для отчёта перед этой аудиторией были проведены формальные слушания на уровне контролируемых советов территорий, на производствах с прогнозируемо нужным результатом. А также некие опросы и статистические выкладки, где с небольшим перевесом побеждал вариант "Соборная площадь", хотя практически все интернет-голосования отображали обратную картину. Так или иначе, факт того, что у этого варианта было достаточно большое число сторонников отрицать тоже нельзя.



В итоге 12 марта горсовет наконец-таки утвердил место установки стелы.

Публикация в газете "Наш Белгород"

Следующей же ночью, что само по себе примечательно и очень по-большевистски, статуя с прежнего памятника была снята и отправлена на профилактику. Столкновений с общественностью при этом так же не удалось избежать, протест пресекали полицейским оцеплением.




Процесс сооружения.

После демонтажа прежнего памятника незамедлительно были начаты строительные работы. Не смотря на значительную несущую способность старого фундамента, он конструктивно не гарантировал повторное использование. Не сыграло значительной роли и примерное соответствие габаритов композиций - весомый аргумент архитекторов привязки.



По итогам тендера муниципальный контракт на строительство памятника был заключен с ООО «Белгороддорстрой». Субподрядчиками стали МКК и творческая мастерская С. Щербакова, выполнившие соответственно каменные и скульптурные детали. Задание на сюжеты бронзовых рельефов в процессе работы менялось, так выглядел один из первых вариантов:

№ 1
1. Участие белгородцев в Великой Отечественной войне (герои Советского Союза, кавалеры ордена Славы, количество белгородцев, погибших в войне).
2. Образование подразделений народного ополчения. Организация белгородского партизанского отряда.
3. Прохоровское танковое сражение.
4. Освобождение города Белгорода от немецко-фашистских захватчиков. Белгород- город первого салюта.
№ 2
1. Основание крепости Белгород. Строительство Белгородской черты.
2. Третья Белгородская крепость.
3. Основание Белгородской губернии.
4. Белгородский Пехотный полк.
№ 3
1. Участие белгородцев в Полтавской битве.
2. Участие белгородцев в Отечественной войне 1812 года.
3. Канонизация Святителя Иоасафа.
4. Выдающиеся земляки.
№ 4
1. Белгородцы – Герои России
2. Белгородцы – участники локальных военных конфликтов.
3. Святое Белогорье.
4. Белгород – город счастливых людей, территория добра и благополучия.

Как видите, отличия от воплощенного очень большие. Кроме наличия здесь обилия не относящихся к теме памятника, можно сказать - конъюнктурных сюжетов, отсутствуют важнейшие страницы ратной летописи. Однако здравый смысл возобладал и итоговый набор картин, их чёткая хронологическая связь достаточно убедительны.

В процессе установки колонна казалась слишком тёмной, траурной. После снятия технологической плёнки облик композиции избавился от этого эффекта.



Торжественное открытие состоялось 10 июля 2013 г. Помимо митинга программа мероприятия включала в себя символический парад с участием состава белгородской воинской части.




Критика проекта.

К положительным сторонам можно отнести хорошую архитектурную привязку - композиционно, стилистически памятник сочетается с окружающим ландшафтом. Недостаточная масштабность обелиска относительно существующего открытого пространства и монументальной архитектуры зданий нивелируется размещением в существующем сквере, который зрительно уравновешивает объекты. Стела соответствует первоначальной концепции архитектурного наполнения центральной площади Белгорода - консервативная торжественность, классические стилевые мотивы. При этом возникают вопросы к имеющейся разнородности ландшафта: излишне яркому и перенасыщенному "узорами" мощению площади, и наоборот слишком упрощенным малым формам.



Помимо скандальной истории с установкой, воплощенный проект имеет ряд спорных моментов. Даже неспециалисты отмечали некоторую небрежность в скульптурных рельефах, качество проработки которых различается между собой. И если в другой ситуации можно было бы говорить об авторском почерке, то здесь основу оформления задает строгий стиль декора основного элемента - колонны. Рельефы слишком брутальны для монументальной, но изящной пластики ансамбля. Более того, скульптор в своем творчестве неоднократно доказывал, что способен успешно справляться с ответственными работами схожего плана. Вина, скорее всего, в нехватке времени как у исполнителя, так и у заказчика, а объем работы здесь очень не малый. При этом достоверность отображения исторических картин достаточно высокая, грубых промахов практически нет - проведена большая работа с документальными источниками, найдены оптимальные изобразительные приёмы.



В проекте благоустройства минимально использованы дополнительные элементы - массивные скамейки не заменялись как вполне соответствующие заявленной эстетике, однако применение не простых, а даже примитивных фонарей вызывает недоумение. Хотя с одной стороны они не отвлекают от основной композиции, но внешним видом ассоциируются с самым дешевым решением для благоустройства сельских поселений, что в этом случае недопустимо. Декоративная ночная подсветка выполнена светодиодными светильниками, не предназначенными для такого использования. В результате образуется засветка, ослепляющая зрителей, а декоративный эффект остается посредственным, данные приборы нужно заменить на более соответствующие задачам. Кроме того нужно дополнить систему освещения направленными приборами типа спот. На фоне этого не лишено смыла мнение о необходимости возврата, но с иным расположением старых торшеров оригинальной конструкции с интересным и эффектным световым рисунком. Либо замена на иные светильники, желательно в комплексе - претензии по стилевой эстетике есть ко всем площадным фонарям.


Интересные факты.

- Белгородская стела оказалась самой дорогой из ранее установленных. Весь комплекс работ на её сооружение составил более 40 млн. руб. Средняя стоимость памятника в других городах - около 25 млн. руб.

- В феврале 2014 г. в сети появилась информация от авторитетного источника о появившейся крупной трещине вдоль колонны. В ближайшее время автор изучил состояние камня, в т.ч. выполнил фотофиксацию, но никаких критических повреждений не смог обнаружить, хотя на колонне присутствуют следы мастики, которой (видимо ещё на заводе) заделаны мелкие дефекты, проявляющие при полировке. Немного позже источник сообщил, что так же не увидел в последующие дни следов на месте "трещины" и сделал вывод, что наблюдал оптическую иллюзию из-за наледи на поверхности.

_____________________
(с) Alexander Del Sanchess. Ссылка обязательна. Свяжитесь для использования в сторонних проектах.

ПО ТЕМЕ:
Почему затягивают с установкой стелы?
Демонтаж памятника Ленину: иных поводов кроме лжи почему-то нет!

Комментарии

( 20 комментариев — Прокомментировать запись )
sinanaleba
14 авг, 2014 23:41 (UTC)
С чего это такой монументальный доклад о скучном столбике?
sanchess_city31
15 авг, 2014 00:08 (UTC)
Как ни странно, это пока единственное подробное описание. Ну а статус памятника в любом случае обязывает осветить его по максиму. Хотя приоритетным в моих планах он не был, и оказался сильно затянут по времени, но, думаю, для многих это будет ценной информацией - уже спрашивали.
sinanaleba
15 авг, 2014 10:35 (UTC)
За обзор спасибо, конечно. Но в самом объекте интересного мало.
sanchess_city31
15 авг, 2014 12:22 (UTC)
Но ведь почти во всех подобных объектах "мало интересного". Больше внимания привлекают истории с ними связанные. По стеле ещё много забавного, я ещё вернусь к этой теме. Например в Ржеве, где тоже есть стела, есть и её старинный клон в уменьшенном размере - почти идентичный обелиск с колонной, сильно поврежденный во время войны.
sinanaleba
15 авг, 2014 12:25 (UTC)
а вот история, конечно, - это интересно.
zinker_a
15 авг, 2014 04:02 (UTC)
Светильники и вправду интересные были у памятника.
Почему-то мне напомнили ростральные колонны.
mr_karbofos
15 авг, 2014 04:35 (UTC)
Интересная подробная статья. Спасибо за культпросвет.
Колонна лучше смотрится, чем Ильич. Он же теперь на Народном бульваре стоит. Стал ближе к народу, как всегда и стремился:)

Edited at 2014-08-15 04:35 (UTC)
koshkinssak
15 авг, 2014 08:36 (UTC)
>> Колонна лучше смотрится, чем Ильич

Вы ее вживую видели?
Её запросто можно и не заметить.
yayad
15 авг, 2014 10:24 (UTC)
плюсую. Ильич смотрелся монументально.
archibasov
15 авг, 2014 05:43 (UTC)
Типографика и вёрстка ужасны капец ((

sanchess_city31
15 авг, 2014 08:45 (UTC)
А меня больше смущает рельеф №16 - первая мысль была: если принести его в виде рекламного баннера или даже объявления - мало кто в печать подпишет.
archibasov
15 авг, 2014 09:52 (UTC)
Ну на шестнадцатом совсем, как смогли ))

Edited at 2014-08-15 09:57 (UTC)
sanchess_city31
15 авг, 2014 12:53 (UTC)
Как смогли - это когда сам себе визитку рисуешь и дома на принтере печатаешь. Не имея никаких знаний и навыков. У художника же не должно быть проблем с правильностью расположения объектов на полотне. А если из-за нехватки времени такая неответственная работа выполняется помощником - тем более, глаз со стороны сразу видит недочеты.
romanenko
15 авг, 2014 05:47 (UTC)
Как и всегда очень подробная энциклопедическая работа. Александр, очень круто!
(Анонимно)
15 авг, 2014 06:05 (UTC)
поправочка
Магдыч, а не Маздич
пруф вот http://www.belregion.ru/author/?ID=300
alexbelg
15 авг, 2014 12:06 (UTC)
Материал проработанный, подготовленный. Но мало кто будет читать сие статистические выкладки до конца. Место для стеллы, конечно, совершенно не подходит, это бесспорно.
sanchess_city31
15 авг, 2014 12:44 (UTC)
Так вся суть моей работы по скульптуре и архитектуре - максимально полные сведения. Это то, чего нет нигде. А вопросы периодически возникают. Сегодня человек просто полистал, картинки посмотрел, местами почитал, а завтра его ребенку в школе скажут сделать доклад - и он снова откроет и выпишет всю эту статистику, размеры и прочее, что сначала пролистал. Если какой-то информации нет в полном объеме, это не значит, что она не нужна - так у нас даже некоторые новые скульптуры анонсируются в новостях без указания авторов и потом, чтобы выяснить даже такую первостепенную деталь приходится приложить много усилий.
konstantinlk
24 авг, 2014 18:07 (UTC)
Да, искренне жаль, что с Лениным так получилось....

Я не буду говорить сейчас о реально преступном решении белгородских властей о переносе памятника Ленину, это и так понятно любому человеку, имеющему архитектурно-художественный вкус или образование, а также уважающему свою историю и культуру.

Дело в том, что сам проект стелы очень слаб и невыразителен как в архитектурном, так и в художественном плане, не говоря уже об идеологической составляющей таких монументов.
Он абсолютно не пропорционален не только тому месту, где он установлен, но даже самому себе. Эта тощая и низкая колонка-столбик никак не отражает значимости и масштабности той Великой Победы и заслуги города в ней. Её как минимум проходишь, не замечая и не обращая внимания в лучшем случае, а лично у меня, она вызывает ещё и некоторое отвращение, потому как та Великая Победа досталась нам под знаком пятиконечной звезды, и никто не может это оспорить, а не под знаком двуглавого орла в современной интерпретации. Поэтому , даже и без такого неграмотного размещения стелы, она сама по себе очень посредственна.
Ещё один вопиющий момент, это меня удивило то, что какому идиоту пришло в голову вымостить на площади георгиевскую ленту?!!! У меня просто нет слов и не укладывается в голове, как такое даже могли согласовать!

Ну и последнее: куда делись исторические чугунные фонари, являвшиеся частью архитектурной композиции памятника Ленину? Или с ними получится также, как и с чашей старого фонтана?...


Edited at 2014-08-24 18:09 (UTC)
sanchess_city31
24 авг, 2014 20:07 (UTC)
Ну, собственно, всё это и так изложено в статье, но спасибо за небезразличие к теме. Насчёт ленты - архитекторы проекта указаны. Насчёт фонарей - отправлены на склад БГБ, насколько я знаю, там ещё много интересного ждет либо хорошего хозяйственника, либо наглого вора - как повезет. По фонарям - всеобщее недоумение - их вполне можно было оставить, но отдали предпочтение адскому колхозу. Можно, точнее нужно было перенести к Ленину как часть монумента. Но, видимо, посчитали, что они не вписываются в ландшафт нового места, хотя сам Ленин туда не вписывается куда значительнее...
shabanov_f
6 дек, 2015 09:32 (UTC)
Спасибо за подробный рассказ!

( 20 комментариев — Прокомментировать запись )