?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В восьмидесятых годах прошлого века два знаменитых белгородских мастера: график Станислав Косенков и скульптор Анатолий Смелый, каждый по-своему, в разных жанрах, создали замечательные произведения, объединённые как общим визуальным сюжетом, так и единой темой. К сожалению, сейчас они мало известны широкой публике. Постараемся восполнить этот пробел.



А ведь тема, редко поднимаемая и более чем достойная, - это малая родина. Очень примечательно, что оба автора выбрали для её раскрытия почти идентичную фабулу изображений. Это отправная точка каждого человека - первое познание окружающего мира. В произведениях повторён распространённый в мировом изобразительном искусстве образ "мадонны с ребёнком", сближает их и использование обнажённой натуры. Причём в обоих случаях параллельная линия прославления материнства, преклонения перед женщиной вообще и женщиной - продолжательницей рода в частности, проведена настолько сильно, что становится главной, ведущей. Впрочем, такое непроизвольное смещение акцентов, на мой взгляд, только расширяет глубину идейного замысла.

Замысел двухфигурной скульптурной композиции "Моя Родина" появился задолго до воплощения в металле. В 1987 г. скульптура была установлена на улице Гагарина в сквере у городского родильного дома. Местоположение, конечно, сузило восприятие зрителем всей смысловой нагрузки, однако исполнение композиции для данной точки было безупречным: одновременно выполнялись декоративная, тематическая, героическая функции. Неофициальными названиями памятника стали "Материнство" или "Счастье материнства". Помимо А.С. Смелого над ним работали архитекторы М.А. Смелый и О.И. Власов. Скульптура в 1,5 натуры была установлена на каменный прямоугольный постамент высотой 2 м. (Общая высота примерно 3,5 м.) Отличительной особенностью скульптуры стала монументальность форм и чёткая, очень выверенная геометрически, пространственная композиция. Формы выстроены по разноплоскостным овалам. Ритмичность образуемых дуг и обобщённость переводят памятник в полноценный масштабный и универсальный архитектурный элемент. Идейный центр - восторженный ребёнок на коленях счастливой матери, который впервые начинает осознавать богатство окружающего мира. Ребёнок тянет руки к матери и одновременно пытается обнять, охватить окружающее пространство.



В отличие от монументальной патетики "Моей Родины" в произведении С.С. Косенкова "Доброе утро" главное место занимает лирика, с некоторой долей наива. Исходная точка - бытовая сцена развёрнута до масштабности многослойного романтического образа. Это цветная линогравюра из серии "Белгород - город первого салюта", одна из нескольких творческих зарисовок на единую тему о родном крае. Работа более ранняя, чем описанная выше - создана в 1981 г. Здесь мы так же видим особое авторское прочтение сюжета, индивидуальную технику и выразительные средства - ценную творческую индивидуальность. Полотно гравюры условно делится на две части: счастливая мать и ребёнок, и панорама утреннего города. Малая родина неразрывна от собственного мирка этих людей - она проникает и заполняет жизненное пространство через символично распахнутое настежь огромное окно. Гравюра выполнена в сдержанных коричнево-сине-лиловых тонах, создающих особенную атмосферу зарождения нового дня. Тема материнства доминирует и является центром внимания зрителя, становится выразительным и мотивирующим объектом.



Судьба этих произведений заурядна и тоже похожа. Интересная, достойная серия "Белгород - город первого салюта" знакома лишь узким специалистам, как иллюстративный, да и как выставочный материал - не востребована. Скульптура "Моя Родина" по совершенно непонятным причинам была демонтирована в середине 2000-х при реконструкции территории. Несколько лет она хранилась в разных местах роддома для защиты от хищения - оказалось, что юридически она никому не принадлежит (!). Лишь год назад было принято решение о принятии её на баланс города. За этот год в Белгороде успели установить 4 новых памятника, а эта скульптура так и остаётся преданной забвению.

Комментарии

( 35 комментариев — Прокомментировать запись )
buruhtan_buru
24 янв, 2014 08:41 (UTC)
Иногда мне кажется, что привнесение в композицию младенца лишь способ оправдать голые сиськи. (Теорию насчёт матери-кормилицы и символизма я и сам развить могу).
colorizator
24 янв, 2014 10:36 (UTC)
Я тоже Бивиса и Баттхета смотрел
buruhtan_buru
24 янв, 2014 12:18 (UTC)
Всё, что у Вас на заглавную букву "Б" я вот сейчас вижу первый раз.
colorizator
24 янв, 2014 14:56 (UTC)
Странно, теории прямо один в один.
buruhtan_buru
24 янв, 2014 15:16 (UTC)
Да это не теория, некоторый возрастной опыт. У какого художника, писателя где чешется, то он и лепит. А если получаются сплошь бабские сиськи и задницы (ну состояние такое, что деться некуда, каждая клетка вопиёт об женских округлостях), то подыскиваются оправдания. И атаки, что зритель, читатель тупой, ничего не понимает.
sanchess_city31
24 янв, 2014 17:10 (UTC)
и что?
Неправильная логика. Когда мне было лет 13-15 и я очень любил лепить русалок с сиськами - это было "у кого чешется". Но уже тогда мне объяснили, что грудь - это не только полапать и повожделеть, но и вполне себе естественный орган - раз, куча ассоциативных вариаций в мировом изобразительном искусстве - два. Например, в отголосках древнеславянской мифологии изображение груди часто ассоциировалось с небесными тучами - источниками плодородных осадков, от которых зависел урожай. Лично я уже в юношестве не воспринимал художественное изображение груди как "о, сиськи!!!" И что? Авторы в момент создания этих произведений были далеко не мальчиками, которым только дай волю воплотить собственный фетиш - кстати в обоих случаях изображения можно сказать каноничны.
buruhtan_buru
24 янв, 2014 19:16 (UTC)
Re: и что?
Вот повстречалась вам женщина с прекрасной грудью. Сколько процентов вы отведете мыслям, что это орган кормления ребенка; и сколько процентов мыслям о том, что имеет непосредственное отношение к вашему половому чувству?

То что авторы в момент создания этих произведений были далеко не мальчиками - это ни о чём не говорит. Мао Дзедун до самой смерти молодуху пользовал. Что ему теперь, в связи со старостью приписывать целомудрие?

Тем паче, что очень многие творческие люди говорят откровенно - всему прежде всего источник сексуальный.
sanchess_city31
25 янв, 2014 04:30 (UTC)
Re: и что?
Пока что только такие и встречались )))) Конечно, грудь в первую очередь для меня - объект сексуальный, и это правильно, это инстинкт. От этого суть изображения груди как символа женственности не меняется, а наоборот подтверждается.
Re: и что? - olga272446 - 25 янв, 2014 11:01 (UTC) - Развернуть
buruhtan_buru
24 янв, 2014 19:22 (UTC)
Re: и что?
Я вблизи наблюдаю творческих людей. И у кого-то тема сношения не вылезает из головы даже когда уже за 50.
vigourik
24 янв, 2014 18:32 (UTC)
подыскиваются оправдания
Какое оправдание? Голая здоровая баба с дитём - этож результат как вы пишете "чесания" - приятное зрелище для здорового мужЫка.

зритель, читатель тупой, ничего не понимает
Чаще всего так и бывает, кстате :).

Edited at 2014-01-24 18:37 (UTC)
buruhtan_buru
24 янв, 2014 19:08 (UTC)
Здорового мужЫка - здорового на елду или на разум?
(без темы) - vigourik - 24 янв, 2014 20:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - buruhtan_buru - 25 янв, 2014 05:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vigourik - 25 янв, 2014 13:25 (UTC) - Развернуть
leona68
24 янв, 2014 19:19 (UTC)
У художника на эту тему постоянно должно чесаться, я считаю!
buruhtan_buru
24 янв, 2014 19:28 (UTC)
Когда-то должен подойти этап сублимации.
(без темы) - leona68 - 24 янв, 2014 19:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - buruhtan_buru - 24 янв, 2014 19:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vigourik - 24 янв, 2014 20:14 (UTC) - Развернуть
(без темы) - buruhtan_buru - 25 янв, 2014 05:28 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sanchess_city31 - 25 янв, 2014 06:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - buruhtan_buru - 25 янв, 2014 07:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vigourik - 25 янв, 2014 13:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sanchess_city31 - 25 янв, 2014 04:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - buruhtan_buru - 25 янв, 2014 05:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sanchess_city31 - 25 янв, 2014 06:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - buruhtan_buru - 25 янв, 2014 07:36 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sanchess_city31 - 25 янв, 2014 08:00 (UTC) - Развернуть
(без темы) - buruhtan_buru - 25 янв, 2014 08:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - konstantinlk - 24 авг, 2014 18:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - sanchess_city31 - 25 авг, 2014 18:18 (UTC) - Развернуть
(без темы) - konstantinlk - 25 авг, 2014 20:46 (UTC) - Развернуть
sanchess_city31
25 янв, 2014 04:35 (UTC)
Очень приятно, что это мнение человека, непосредственно относящегося к белгородскому искусству - пока так, можно не бояться, что править балом будут только творческие импотенты. (многослойная мысль)
colorizator
24 янв, 2014 10:13 (UTC)
Да, печальная судьба. Там даже скандал был. Отец прервал выполнение заказа когда его просили стройки краны показывать он выбрал материнство.
( 35 комментариев — Прокомментировать запись )