?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Находится в Белгороде на Соборной площади. Тематика событийная, описательная. Является частью декоративного оформления мостовой. Открыта в 2000 г. Авторы: скульптор Б.М. Пупынин, архитектор В.В. Перцев.

Белгород. Соборная площадь ночью


История создания.

В 1954 г. Белгород после длительного перерыва вновь становится центром крупного территориального образования – Белгородской области. С усилением значимости и начавшимся ускоренным ростом города, происходит изменение планировки центральной исторической части. Под руководством архитектора В. Васильева формируется новый облик центральной площади с комплексом административных зданий. Площадь Революции становится геополитическим центром молодого региона.

Изначально этот статус в оформлении пространства не был подчёркнут. К концу века, ввиду необходимости реконструкции покрытия, в рассмотрение принимаются различные проекты повышения эстетических качеств главной площади. Выбор в качестве материала мощения цементной плитки позволял реализовать самые смелые дизайнерские замыслы. Мелкая орнаментика не к лицу солидной площади, зато крупные и лаконичные формы, воспринимающиеся на расстоянии, более выигрышны. Так появилась идея своеобразной карты области, которая в итоге трансформировалась в символичный «путеводитель». Сама идея не была уникальной, но в центральной России, на момент создания композиции, подобных региональных символов не было. Архитекторами во главе с Виталием Владимировичем Перцевым была разработана схема декоративной мостовой, где центральное место должна была занять «нулевая точка» Белгородской области, своеобразный указатель, обрамлённый простыми геометрическими элементами.

Борис Пупынин Устанавливает памятный знак на площади Белгорода

Автором металлических рельефов, которые вмонтированы в покрытие, стал Борис Михайлович Пупынин, заслуженный художник России. Пупынин много лет работал в довольно редкой технике медальерного искусства и был автором большого числа авторских монет, медалей и масштабных скульптурных медальонов. В 2000 г. для площади Революции, переименованной через несколько лет в Соборную, мастер изготовил 22 элемента композиции «Белгородская область». На протяжении последующих лет здесь же были установлены памятные камни с медальонами «Соборная площадь», «Место расположения Рождество-Богородицкого монастыря» и «Город воинской славы» того же автора.


Общее описание.

Композиция состоит из 21 плакеты, образующих квадрат, с ассиметричным центром, в котором расположен главный медальон в форме окружности. Материал – бронза. Элементы выделены рисунком с помощью цементной плитки красного и бежевого оттенков на общем фоне серого цвета. При обзоре сверху рисунок читается как традиционная южно-русская орнаментика вышивки и росписи, основанная на космогонических символах: солярные знаки, знаки земли, плодородия. Общий размер композиции 45,2 на 45,2 метра.

Вид сверху на покрытие Соборной площади, фото Василич

Главный медальон, находится в центре круга, обрамленного 16-ю лучами, выполнен как комбинированный рельеф. Имеет надписи: «Белгородская область. Образована в 1954 году». В левой верхней полусфере – стилизованный герб Белгородской области: парящий над лежащим львом орел – символ победы над шведами в Полтавской битве белгородских полков в составе русских войск. В нижней части медали расположена карта области с границами районов, точками обозначены административные центры. В верхней – компас. Вверху по обводке указана территория, которую занимает Белгородчина: 27,7 тысяч квадратных километров. Внизу – год закладки знака: 2000-й. Под картой расположены три круга (малые медали) диаметром 72 мм. На них отлиты: на левой стороне – лавровый венок – символ славы, на правой – дубовый, как символ мужества, на центральной – салют, в честь освобождения Белгорода от немецко-фашистских захватчиков.

Главный медальон на Соборной площади Белгорода

Медальон ориентирован строго по сторонам света и расположен на осевой линии площади. Вес около 300 килограммов. Диаметр 120 сантиметров, толщина составляет от 40 до 50 миллиметров. Помимо декоративной обладает функцией резонатора – при хлопке в ладоши различим отчётливый гул.



Рельефы, посвящённые районам Белгородской области, имеют размер 40 на 40 см. Представляют собой койланаглифы. На каждом медальоне присутствуют орнаментальная рамка, контуры границ области, где выделена территория района и указан административный центр. Верхнюю часть занимает название района и его стилизованный символ. При сохранении единой стилистики плакет, символика либо встроена в буквицу, либо выполнена в виде малой медали. Поскольку знаки составляют периметр, их расположение не соответствует ориентации по направлениям от «нулевой точки».






















Интересные факты.

- Для туристов есть поверье о загадывании желания в центре круга.

- Контур области по форме немного отличается друг от друга на большинстве знаков.

Комментарии

( 11 комментариев — Прокомментировать запись )
svetlana_tin
16 мар, 2013 06:54 (UTC)
"Символ победы над шведами в Полтавской битве белгородских полков в составе русских войск." (с)

шо, и на площади оно? Я умудрилась за столько лет не приглядываться.
Да в Белгородском пехотном полку, участвовавшем в Полтавской битве, от Белгорода было только название по месту временной дислокации, а не жители Белгорода в составе.
Даже в Белгородской энциклопедии значится, что этот полк "был сформирован в 1697 году из солдат Преображенского и Семеновского полков как выборный солдатский генерала Христофора Регимана. С 1708 г. участвовал в битве под Полтавой"

выборный, из семеновцев и преображенцев - профессиональной гвардии, а не из тех, кого на месте размещения спешно набрать можно. Перевели позднее в другой город - переименовали.

Вообще, это очень по-местному: искажать реальную историю и губить настоящую, что ярко показано в соседнем посте уважаемого автора:(
sanchess_city31
16 мар, 2013 09:39 (UTC)
Речь вообще-то о гербе. Присутствие его на площади закономерно, а происхождение - общепринято и не вызывает споров.
cizerot
16 мар, 2013 07:50 (UTC)
Под диском похоже есть какая то полость и она резонирует в ответ на резкий звук рядом. Звенит в высоком тоне. Поздней ночью например, когда очень тихо, слышно как диск звенит в ответ на звук шагов. Днем же много глушащих шумов и чтобы диск ответил нужно либо очень резко топать, либо хлопать в ладоши прямо над ним. Подозреваю, что народ частью не в курсе, а частью звук не слышит и объясняет такие действия - ритуалом "на удачу", "на желание", хотя причины скорее эстетического характера - знание "недокументированных функций" заметного объекта.
В общем, поверие это сложилось прямо на глазах. :)
muph
16 мар, 2013 11:30 (UTC)
еще один "медальон" в дополнение
sanchess_city31
16 мар, 2013 14:13 (UTC)
Это отдельная тема, и здесь, к сожалению, явная подтасовка истории средствами монументального искусства.
sanchess_city31
16 мар, 2013 14:19 (UTC)
В общем, дорогие друзья! Круг звенит "сам по себе". Так не задумывалось, а получилось. Специальных резонаторов там, насколько удалось выяснить нет. А сам резонанс возникает из-за особенностей материала, конструкции, сочетания разнородных поверхностей и образовавшихся полостей. Квадраты, как оказалось, тоже звенят, но намного слабее.
(Анонимно)
27 мар, 2013 16:37 (UTC)
может диаметр малых медальонов 72 мм
sanchess_city31
27 мар, 2013 19:00 (UTC)
Спасибо, исправил.
beljour
27 ноя, 2013 19:50 (UTC)
Скажите, а первые две фотографии - Ваши? Или кого-то из фотографов белгородских?
sanchess_city31
28 ноя, 2013 19:01 (UTC)
Первая - моя. Вторая и третья - чужие, источники подписаны (курсор на фотку), последующие - мои.
Дмитрий Белгородский
29 апр, 2014 12:58 (UTC)
Вопрос для учеников 2-го класса.
По какому принципу расположены медальоны на площади?
( 11 комментариев — Прокомментировать запись )