?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

На протяжении последних 45 лет наш город невозможно представить без электротранспорта, вплоть до недавнего времени он оставался самой неотъемлемой частью нашей жизни. Настолько, что редкий фотоальбом или набор открыток, посвященный Белгороду обходились без промелькнувших на иллюстрациях троллейбусов. Ещё раз приглядимся к видам города со старых фотографий...


Белгородский транспорт никогда не знал "лучших времён", всегда были проблемы с пассажирскими перевозками. В то время как в соседних губернских, и многих уездных городах появился трамвай, у нас не было по сути ничего, худо-бедно удалось организовать извозчиков, но понятно, что общественным транспортом их назвать невозможно. В советское время появились автобусы, но вплоть до 1960-х и с этим были большие проблемы, по городу курсировали в основном ЗиСы и ЛАЗы, аналоги "пазиков", как маршрутные так и ведомственные, было их мало, вместить всех не могли и появление троллейбуса было воспринято как революция: большие, удобные, быстрые машины сразу же стали основным видом транспорта, и оставались им вплоть до 2000-х гг. 3 декабря 1967 г. состоялось торжественное открытие троллейбусного сообщения. В этот день, впервые, на маршрут № 1 (Депо-ЖД Вокзал) нашего Белого города вышли три троллейбуса типа ЗИУ - 5. с алюминиевым(!) кузовом, бывшие тогда самыми современными.

Открытие 1-го троллейбусного маршрута:
Первый белгородский Троллейбус, открытие линии, 1967 г.

Вот такими и были наши первые троллейбусы. В короткий срок они заполонили наши улицы и уже через год стали регулярно попадать в кадр фотографов, которые чаще всего не ставили цель снимать транспорт, но эти машины уже в годы зарождения сети ездили с минимальными интервалами, начинали работу в 5 утра, а заканчивали в час ночи. Поэтому проследить эволюцию электротранспорта несложно, хоть и печатные иллюстрации, как правило, довольно низкого качества.

Один из сборников "Белгород", 1969 г., старые троллейбусы были не с 3-мя, а с 2-мя дверями:
Троллейбус ЗиУ-5 поворачивает на ул. Фрунзе, 1969

До конца 70-х маршрут "единицы" пролегал по пр. Ленина (Гражданский), открытка 1973 г.:
Троллейбус 69 ЗиУ-5 двигается по маршруту №1 на проспекте Ленина, 1973, фото Л.Казанцева

Троллейбусы ЗиУ-5 в Белгороде были в основном двух расцветок - синей и белой, на другой открытке из этого же комплекта представлены оба варианта:
Два Троллейбуса ЗиУ-5 на ул. Фрунзе, 1972-73, фото Л.Казанцева

На панораме Вокзальной площади обнаружились сразу 3 троллейбуса, причём в этой части были одни "единички", остаётся предполагать, что на другой остановке (там где и сейчас), было не меньше. Кстати сразу бросается в глаза непривычно большой сквер (привет, Зелёная столица!):

Троллейбусы ЗиУ-5 Вокзальная площадь - пр. Ленина, начало 1970-х

Во второй половине 1970-х троллейбусный парк стал обновляться машинами нового поколения семейства ЗиУ-9. Приходило их много, и ещё даже не выработавшие свой ресурс округлые "старички" стали активно заменяться новой техникой. Переходный этап, где и старые и новые машины пока вместе отображён на другой панораме Вокзальной площади, здесь они на фоне ещё не снесунного старого здания вокзала:

Троллейбусы ЗиУ-5 и ЗиУ-9 у вокзала, конец 1970-х

Один из первых новых троллейбусов на улицах города, знатоки сразу отметят его отличие от последующих 682-х:
Троллейбус 87, конец 1970-х

Новые жилые районы в это время застраивались с комплексной инфраструктурой, транспорт рассматривался важнейшим компонентом жизнеобеспечения новостроек и проектирование микрорайона без закладки в нём нового бесперебойного маршрута было нонсенсом. Автобусные и троллейбусные линии закладывались симметрично, но с не полным дублированием, а для исключения последствий ЧП в каком-либо парке или на дороге.

Троллейбус на Богданке, 1979


В 80-е троллейбус связывал все крупные жилые массивы (за исключением нерентабельного протяженного частного сектора) и большие производства. Количество единиц электротранспорта непрерывно растёт. В это время на фотографиях он повсеместно:


Троллейбус у Вокзала, начало 1980-х, фото В.Собровина

Троллейбус на ул. Попова, 1983, фото Гринякина

Троллейбус на ул. Попова, 1983 г., фото А.Гринякина

Троллейбус на Богданке, 1983, фото В.Собровина


Троллейбус у Космоса, 1981, фото В.Собровина

Фото с той же плёнки, но изданное на более поздних открытках:

Троллейбус №8 у "Космоса", 1981 г., фото В.Собровина

Перёкрёсток Ватутина-Королёва, 1981:
Троллейбус №7, 1981, фото В.Собровина


Снесённый ныне фонтан у обладминистрации, нарядное здание УВД и вездесущий троллейбус:
Троллейбус на ул. Фрунзе, фото В.Вяжевича

Вечерний троллейбус весело обгоняет легковой автомобиль:
Троллейбус на ул. Фрунзе, 1982, фото В.Собровина

Простор, зелень и экологически-чистый транспорт!
Троллейбус 143 на Богданке, 1980, фото А.Топуза

И снова вокзал, теперь зимний, три троллейбуса и большие коптящие икарусы, которые подолгу в отличие от рогатых стояли в стороночке, а потом неспешно как баржи тащили усталых пассажиров.
Троллейбус у Вокзала, 1984, фото В.Собровина

Среди открыточных видов есть и посвящённые самому троллейбусу, например на этом фотохудожник запечатлел машину в утренней дымке:
Троллейбус в Белгороде, начало 1980-х

Троллейбус (113?) у Вокзала, середина 1980-х


Самым благополучным периодом для белгородского парка электротранспорта стал конец 80-х, а по оснащённости в начале 90-х он был одним из передовых по России. Сказывался и советский задел, и умелое хозяйствование, и продолжение регулярного пополнения, причем делеко не заурядными машинами. Так у нас первыми в стране после Москвы появились "гармошки", а затем, позже - первая в эксплуатации лицензионная Шкода. Всё это позволило и сохранить состав и с честью пережить "голодные" для всей страны годы, когда в других городах закрывались депо. И даже в начале 2000-х самым большим нареканием было не количество, а качество - большинство машин отжило свой век, и все последующие новые поступления, даже крупные, не могли покрыть число троллейбусов, подлежащих списанию. Однако в 90-х электротранспорт был не менее востребован чем ранее.


А что это там за кустищи? (с) "южный парк" Не Богданка, а лесная просека! (ост. Швейная фабрика)
Троллейбус 278 на Богданке, 1997, фото А.Оландер


Та самая Шкода, в тени многочисленных деревьев и не разобрать где...
Знаменитая Шкода, 1997, фото А.Оландера


На Богданке:
Троллейбус на Богданке, конец 90-х


В начале нового века сильно изношенный парк, который сплошь состоял практически из металлолома обновили: в 2002 и 2005 г. сюда поступило несколько десятков новых, хотя и морально устаревших троллейбусов, однако вместо ожидаемого подъема, сложилась парадоксальная ситуация - после этого закрыли ряд в том числе выгодных маршрутов, а предприятие медленно, но верно скатилось в пропасть, предусмотрительно вырытую маршрутным лобби частных перевозчиков, фактически монополизировавших рынок. Как ни странно именно в годы экономического подъема и всеобщего городского благоустройства, муниципальный транспорт оказался никому не нужен. И не нужен в первую очередь тем кто должен был за него отвечать...


Фото из жизнерадостной статьи "Белгородских известий" 2005 г.:
Троллейбус 399 на обкатке, 2005 г.


Год назад парк обновился сразу на 30 достаточно современных машин, их ждали и в депо и на улицах. Новые троллейбусы сразу повысили престиж электротранспорта, они тихие, комфортные, быстрые. Вслед за этим сменилось руководство предприятия, были восстановлены некоторые закрытые маршруты, однако взаимоотношения муниципального перевозчика и муниципалитета скорее напоминают противостояние, чем сотрудничество. Поддержка не заходит дальше красивых слов, а на деле...


Новая техника, 2011 г., "Наш Белгород":
Новые Троллейбусы и автобусы в парке, март 2011, фото Б.Ечина

____________________________

Ну и напоследок в формате "было-стало". Эволюция транспортного сообщения в Белгороде на примере конечной остановки "Вокзал":
1. Вокзальная площадь после постройки нового вокзала и реконструкции в начале 1980-х.
2. 10 лет спустя.
3. Образцовая Вокзальная площадь после реконструкции десять лет назад.
4. В наши дни.
Выводы о теперяшних "воротах города" и первом впечатлении на гостей делайте сами.

Троллейбус у Вокзала, начало 1980-х, фото В.Собровина
Троллейбус у Вокзала, 1993, фото В.Собровина
Троллейбус у вокзала, 2003, фото Л.Гильмана
Цивилизованный организованный инновационный транспорт Белгорода 2012


Автор выражает благодарность И.Минюкову, А.Лимарову, Д.Романенко. Использованы иллюстрации: "Белгородские известия"; "Наш Белгород"; Озарённый первым салютом - М.,1984; Здравствуй, Белгород - Воронеж, 1983; Белогорье - синие дали - М, 1983; Белгород - Б., 1969; Белгород - Воронеж., 1978. Город первого салюта" - М., 1985; Белгород, 1000 лет" - М., 1993; Белгород" - Б., 2003; Белгород" - М., 1973; Белгород" - М., 1981; Белгород" - М., 1989. А так же личных коллекций.

Комментарии

( 18 комментариев — Прокомментировать запись )
fremdin
4 апр, 2012 11:39 (UTC)
божественно!
guybo
4 апр, 2012 11:43 (UTC)
Крутой пост. Спасибо неимоверное!
beljour
4 апр, 2012 13:08 (UTC)
Отличный пост. Спасибо!
o_gon
4 апр, 2012 14:31 (UTC)
А ещё в муниципальном транспорте когда-то работали контролёры - бездельники, сущие паразиты.
(Анонимно)
15 апр, 2012 23:22 (UTC)
Они зайцев-идиотов ловили!!! Кто выбегает из троллейбуса не заплатив-тот ЛОХ ПО ЖИЗНИ!!!
aya_
4 апр, 2012 15:29 (UTC)
блин, какую страну просрали (с)Обитаемый остров - сколько зелени!

спасибо за отличный пост!
al_bon
4 апр, 2012 20:22 (UTC)
ваши посты всегда интересно читать, большое спасибо:)
sinanaleba
4 апр, 2012 21:31 (UTC)
а я про автобусы
переехала в Белгород в 86-ом. И была приятно удивлена: по городу ходили Икарусы. Тогда как в то время по Йошкар-Оле (а это как-никак столица Автономной Республики) передвигались так называемые скотовозы. Как марка называется, не знаю. Но определение меткое. Стёкла гремели, двери свистели сквозняками, аж снег заметало, в салоне стоял дубак. А троллейбусы по Харьковской горе ходили в те годы далеко не всюду. До бульвара Юности приходилось прилично топать пешком.

Edited at 2012-04-04 21:33 (UTC)
koshkinssak
5 апр, 2012 03:56 (UTC)
Спасибо, поностальгировал )
Последнее фото напоминает пригороды Москвы.
Наташа Акиншина
5 апр, 2012 13:39 (UTC)
У меня есть фото Белгорода очень старые!! Ул Ленина до 17 года называлась императора Николая 2!!
tramvainyi_ham
6 апр, 2012 16:57 (UTC)
Зачем приписюнивать к белгороду харьковский троллейбус №609?
sanchess_city31
6 апр, 2012 18:15 (UTC)
примерно как и с нарисованной деревянной башней на Сотне. Для наглядности. А сама машина была выбрана из-за отсутствия крупных угловых ракурсов наших зиу-5 и аналогичной внешности.
(Анонимно)
15 апр, 2012 20:57 (UTC)
Спасибо, было интересно!
(Анонимно)
26 май, 2012 18:27 (UTC)
Шкод было две. Одна сгорела..
sanchess_city31
27 май, 2012 00:29 (UTC)
А мужики-то не знают! (с) Škoda 14TrM (ВМЗ) с заводским номером 002 была первой Шкодой, произведённой лицензионно в нашей стране, поступившей на регулярную эксплуатацию. Машина 001 ещё долгое время была тестовой на заводе. В момент получения рассматривалась возможность закупки партии Шкод, предварительно заказывалось ДВЕ, но как известно, она так и осталась у нас единственной - просто из-за бедности. В настоящее время после нескольких лет простоя восстановлена, некоторое время выходила на линию с начинкой от ЗиУ и круглыми фарами, затем опять сломалась и сейчас вновь на ремонте.
Если у Вас есть информация о другой Шкоде, то можно легко проследить её судьбу по заводскому и парковому номерам. Первый экземпляр (тестовый) вроде как до сих пор жив и катается на родине в Вологде. Там же ещё 29 было, некоторые из них побывали в Москве, но вернулись. 10 - в Великом Новгороде, 3 кузова - были переданы в Алма-Ату. Всего выпущено 44 троллейбуса по данным самого завода.
Андрей Микалуцкий
12 июн, 2012 14:30 (UTC)
((До конца 70-х маршрут "единицы" пролегал по пр. Ленина (Гражданский), открытка 1973 г.)): На самом деле троллейбусы ушли с ул Ленина в сентябре 1973( или в Мае1974)
(Анонимно)
11 сент, 2012 08:01 (UTC)
ошибочка
прошу исправить "И. Минаков" на "И. Минюков"
gradowww
26 ноя, 2012 10:32 (UTC)
>>>Та самая Шкода, в тени многочисленных деревьев и не разобрать где...

Мне кажется, что это Богданка - Студенческая. Троллейбус движется по направлению к аэропорту. Виден угол ЦМИ.
( 18 комментариев — Прокомментировать запись )