?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

В интересном градостроительном вопросе.

Белгородский зоопарк, начало 1990-х

Многие считают, что современная белгородская градостроительная политика - это "колхозничество", вызванное недостаточным вкусом, образованием и личным представлением ведущих высокопоставленных чиновников о том как должен выглядеть город. Дескать, они сплошь выходцы из сельской местности и не могут понять особенностей урбанистических тенденций. Скажу сразу - это далеко не так (хотя какая-то доля истины и может присутствовать). Высшее руководство знает и понимает основные проблемы, но слишком часто на их решение не имеется ресурсов, вопросы откладываются, потом пускаются на самотек, чем сразу же пользуются заинтересованные группы, кратковременно наживаясь и усугубляя общую ситуацию. И это справедливо для всех аспектов: строительство, транспорт, коммуникации, рекреация, инженерия, соцкультбыт.

Например, есть в генплане безусловное и очевидное направление: строить на особо загруженных дорогах многоуровневые развязки. Очень дорогое удовольствие. Сопряженное с кучей проблем: отвод земель, перенос коммуникаций, транспортный коллапс на время работ. Взваливать на себя такую ношу никому не охота даже при наличии средств. И важные проекты сдвигаются на 5, 10, 15 лет - пока, как говориться, "либо ишак - либо султан"... А дальше оказывается, что осуществить реконструкцию дорожной сети вообще невозможно. За это время брат-сын-друг-незнакомый спонсор какого-нибудь ответственного чиновника уже взял в аренду или даже купил участок, предполагавшийся когда-то под развитие дороги. И уже возвёл на нём торговый центр стоимостью как пять рязвязок и мост через Донец вместе взятые. Финита! Стойте в пробках!

Я не случайно начал с дорожно-транспортной системы. Ситуация с точечной застройкой и ревитализацией деградирующих территорий напрямую связана с коммуникационными возможностями населения. Нужно понимать, что современный большой город должен быть очень сбалансированным организмом и любой перекос между жилыми, производственными, торговыми, деловыми, социальными, рекреационными зонами, а так же путями их взаимодоступности сразу же приводит к негативным последствиям. И молодой архитектор, проектирующий очередной ЖК или ТРЦ на месте частного сектора, как ни странно, это понимает. Ведь он добирается на работу полтора часа, завозя по пути ребенка в детский садик в 5 км от дома, потом пытаясь срезать переулками. Он знает, что его новый объект ухудшит его жизнь, вынудит стоять в пробках по уже два часа, но не может не строить - жить на что-то надо. И здесь появляются очевидные вопросы к тем, кто допускает такие градостроительные решения, которые в перспективе ухудшают качество жизни тысяч людей.

Перейдем к одному конкретному месту. Год назад главный архитектор области высказал своё мнение по поводу территории, пока ещё относящейся к зоне парков, садов, бульваров, скверов.

Начальник регионального управления архитектуры и градостроительства Виталий Перцев ответил на вопрос зрителя телепередачи «Знающие люди» ТРК «Мир Белогорья» о будущем Супруновки — района, в котором расположен действующий зоопарк Белгорода. Главный архитектор области пояснил, что этот район депрессивен из-за близости к железной дороге.

— В генеральном плане Белгорода этот район предусмотрен для реконструкции. Но пока у нас нет инвестора, — пояснил Перцев.
По поводу территории зоопарка, который будет действовать до мая 2016 года, чиновник заявил, что на его месте «идеальным был бы аквапарк».

— На этом месте хотелось бы увидеть очень востребованный объект парковой зоны. Аквапарк — это идеальный. Хорошо было бы, чтобы аквапарк застраивали наши спонсоры, и, по моим сведениям, у администрации города тоже подобный подход. ("Мир Белогорья, 2015")


Действительно, у администрации города подобная идея появилась уже очень давно, вместе с концепцией переноса зоопарка в Сосновку. Особенно активно её продвигал экс-мэр С.Боженов, которой в этом вопросе даже заручился поддержкой губернатора. Само по себе понятно, что мнение городской архитектуры не выражало ни тени сомнения о целесообразности проекта:

Архитектор областного центра Галина Горожанкина подтвердила идею построить на месте зоопарка аквапарк – возле парка Победы, у реки Везелки. При этом, если инвесторы согласятся реализовать этот проект, то по плану новое здание будет построено в стиле «бионика», где при проектировании и строительстве объектов превалируют принципы и методы организации живых организмов и форм. ("АиФ-Черноземье, 2015")

После открытия нового зоопарка и очередного витка информационных сообщений о перспективах старого, казалось, стройки ещё одного ангара в зелёной зоне не избежать. Но внезапно гендиректор "Агро-Белогорья", которому и предстояло осваивать новый объект, высказал своё мнение, которое радикально отличалось от всего, чем доказательно аппелировали главные архитекторы.

Большой аквапарк построят в пригороде Белгорода, а не в центре, как предполагалось ранее. Аквакомплекс появится около поселка Нижний Ольшанец, напротив пляжа "Лазурный", и дополнит рекреационную зону, в которую уже входит отель, ресторан, спа- и фитнесцентр, пляж и пикник-парк. Тем временем вопрос с площадкой бывшего зоопарка в центре Белгорода, которую изначально рассматривали как место для аквапарка, пока не решен. Зотов отметил, что инвестировать в нее и строить там такой комплекс - совершенно нецелесообразно: это приведет к транспортному коллапсу в той части Белгорода, где и так собираются пробки.

- На этом месте можно реализовать такой проект как парк цветов, - отметил Зотов. - Если город его одобрит. (Российская Газета, Анна Скрипка, 2016)


Аквапарк в Юрмале, типовой проект, который планируется повторить в пригороде Белгорода:



Кстати, старый зоопарк занимал площадь около 2,5 гектар. Площадь только крытой части аквапарков в Юрмале и Казани - около 1,5 га. Что как бы совсем не мало относительно имеющегося участка.

Так вот, дорогие друзья! Есть управленцы от города и области, со своими мечтами и инвестиционными предложениями (переселить зоопарк - крайне дорого) и с ними всё понятно. Но есть профессионалы, знающие ситуацию, способные как минимум скорректировать позицию руководства, пояснить тонкости. А есть аграрий, бизнесмен, в первую очередь заинтересованный финансово. Кто из них больший профессионал в градостроительстве - решать вам.