?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Парадоксально, но факт: эта скульптура с одной стороны является очень популярным, признанным и широко тиражируемым портретом выдающегося композитора, а с другой ­— удостоена не самых приятных прозвищ.

Памятник Степану Дегтяреву, 2012 г.

Памятник "Крепостному композитору Степану Дегтярёву" находится в Белгороде на Гражданском проспекте у входа в здание Белгородского государственного музыкального колледжа им. С.А. Дегтярёва» (факультета исполнительского искусства БГИИК) — дома № 55. Персонифицирован. Тематика — культурно-историческая, увековечена личность известного композитора, дирижера и вокалиста, уроженца Белгородской области. Представляет собой монументальную скульптуру — фигуру в полный рост на постаменте. Существует с 1994 г.

Авторы: Скульптор Анатолий Сергеевич Смелый, архитекторы: Михаил Анатольевич Смелый, Виталий Владимирович Перцев, Юрий Анатольевич Веретельников.

Памятник Степану Дегтяреву, 2013 г.


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

В 1986 г. в честь 220-летнего юбилея прославленного земляка горсовет принимает решение об установке в Белгороде памятника, дабы увековечить и популяризировать среди населения имя композитора-исполнителя. Итоги объявленного творческого конкурса подводятся в следующем, 1987 году. Победителем признается скульптор Анатолий Смелый, который предложил комплексное архитектурно-скульптурное решение. На этом этапе скульптор Анатолий Смелый и архитектор Михаил Смелый создают эскизный вариант будущего памятника. Консультантом проекта стал музыковед и исследователь Юлий Горяйнов.

В тот момент планировалось, что памятник станет частью культурно-образовательного кластера, который должен был занять большое пространство в центре города, на проспекте Ленина. Помимо уже имеющихся объектов, определялось строительство новых зданий. Перед ними, на северо-западном углу перекрестка нынешнего Гражданского пр-та с ул. Н.Чумичёва и должна была быть установлена скульптурная композиция.

Авторский коллектив приступает к работе. Однако, воплощение проекта на некоторое время откладывается. В 1989 г. композиция скульптурной фигура дирижёра и арки-портала, принятая жюри, как композиция будущего памятника, успешно проходит Московский архитектурно-скульптурный художественный совет и рекомендуется советом к установке в оригинальном виде. Фигура дирижёра с разрешения скульптора О.К. Комова в 1989 г. отливается из бронзы на Мытищенском заводе, откуда в этом же году привозится в Белгород и кладётся на хранение на хоздворе Горкомхоза.

Белгородское музыкальное училище, 1978 г

В ноябре 1991 года за большой вклад в подготовку музыкальных кадров области, сохранение памяти и пропаганду творчества С.А. Дегтярёва Белгородскому музыкальному училищу было присвоено его имя. Вновь поднимается вопрос об установке уже готовой скульптуры, но за прошедшее время существенно изменилась градостроительная ситуация. На месте снесенных старинных зданий (быв. дома купца Фролова и Русско-азиатского банка) вместо сооружения "Площади искусств" с монументом Дегтярёву было решено построить центральное отделение "Сбербанка". По этой причине была предложена установка памятника перед музыкальным училищем. На первый взгляд это было логично, но выбранная площадка оказалась неудачной для зрительного восприятия из-за тесноты для монументальной скульптуры и арки-портала.

Обсуждаемые варианты изменения площадки и оформления фасада здания для более выгодного размещения композиции были отвергнуты. И главный архитектор города принял решение: установить скульптуру без архитектурно-музыкального эпитета — портала. Такое урезание композиции контрастно исказило идею, символ, смысл, содержание и духовность образа земляка-дирижёра. Несмотря на такие существенные и очевидные недостатки, композиция была утверждена именно в этом виде.

Памятник Степану Дегтяреву, 1990-е гг

Открытие памятника состоялось 12 апреля 1994 г. Архитектурную привязку памятника к зданию факультета исполнительского искусства БГИИК выполнили архитекторы Виталий Перцев и Юрий Веретельников. Существующий постамент разработал и изготовил архитектор Михаил Смелый.


ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

В отличие от осуществлённого, первоначальный проект был крупномасштабным пространственное решением, где все части хорошо продуманы и четко связаны между собой. Привычная сейчас композиция должна была выглядеть иначе.

Композиция проекта состояла из фигуры дирижёра и музыкального эпитета в виде портала, установленных на общей плоскости-сцене. Фигура стоит перед аркой-порталом с луковичным завершением, при этом тектоника поднятых рук дирижёра и луковица арки-портала совпадают, перекликаясь объёмами. Этот композиционный способ позволил скульптурным и архитектурным подобием выразить кульминационный момент звучания первой русской оратории. С другой стороны, форма пальцев рук, как пламя свечи, выражает короткую жизнь талантливого крепостного композитора-дирижёра-музыканта. 

Найденная форма очень удачна — проста, понятна и символически отражает судьбу гения музыкального искусства. Таким образом, архитектурной и скульптурной формой скульптору удалось выразить изображением смысл патриотизма музыки, композитора и дирижёра.

Макет памятника «Крепостному композитору С.А. Дегтярёву»:

Памятник Степану Дегтяреву - авторский конкурсный проект

Этот вариант памятника был положительно оценен профессионалами на Всероссийском конкурсе архитектурных проектов, где в 1997 г. статья о композиции «Дегтярёв с аркой», подготовленная автором-скульптором получила специальную грамоту Президента Союза Архитекторов России.

Композиция создавалась с учетом вполне конкретных условий обзора, и встроить её в инородную среду было весьма затруднительно. Надо сказать, что формалистский подход к выбору места для скульптур — вообще серьёзная проблема нашего города. В данном случае желание "обойтись малой кровью" привело к разрушению всей концепции памятника. Портал был исключен из проекта. Вместо широкой сцены дирижёр получил зелёные заросли и словно навис над входной дорожкой. Это заведомо разрушало единство композиции и делало выразительную пластику фигуры малопонятной для зрителя. Отрицательный эффект усиливался невыгодным городским освещением и недостатком обзорного расстояния — а это принципиальное условие нормального восприятия монументальной пластики.

Очевидцы вспоминают, что бронзовый Дегтярёв, ожидавший своего часа долгих пять лет на складе, словно противился такой урезанной установке: казусы происходили и во время монтажа, и на открытии. Как будто знал, что в первый же день один из зрителей в шутку назовёт его Фредди Крюгером.

Тем не менее, этот скульптурный портрет стал самым узнаваемым изображением Степана Дегтярёва. Он воспроизведён на многих обложках, буклетах, аудиодисках, использован в музейной экспозиции. Имя композитора у многих ассоциируется именно с экспрессивным образом, созданном Анатолием Смелым. И очень немногие знают о том, как этот памятник должен был выглядеть в полноценном виде. Остаётся надеяться, что когда-нибудь мы всё же увидим "крепостного композитора" на сцене, а не торчащим из еловых веток.

Памятник Степану Дегтяреву, 2015 г


ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ.

Памятник находится в Белгороде на Гражданском проспекте, справа от входа в музыкальный колледж, на границе мощёной площадки и газона с хвойными деревьями. Ориентирован на восток. Композиция выделена в ландшафте небольшим квадратом из цементной плитки красного цвета с длиной стороны 3,3 м.

Постамент прямоугольный шириной 1,3 м, высотой 1,2 м, глубиной 1,4 м. из блоков черного полированного камня (карельский габбро-диабаз). База постамента имеет классический профиль из чугуна, окрашенного в черный цвет. На передней стенке высечена надпись: «ДЕГТЯРЕВ С.А. 1766 - 1813».

Скульптура двухнатурная, выполнена способом литья из бронзы. Высота скульптуры (с поднятыми руками) — 4,2 м.
Общая высота памятника с постаментом — 5,4 м.
Декоративной подсветки не имеет.
Состояние на 2015 г. – хорошее, реконструкций и видоизменений не проводилось.

Памятник Степану Дегтяреву, 2015 г


ОПИСАНИЕ ПРОТОТИПА.

Степан Аникеевич Дегтярёв (также Дехтярёв, Дегтярёвский) родился в семье крепостных крестьян Борисовской слободы в 1766 г. В раннем возрасте его музыкальный талант был замечен графом Шереметевым. В семь лет становится воспитанником в крепостном театре подмосковной усадьбы Кусково. В юности выступает на сцене домашнего театра Шереметьевых в Кусково в качестве певца (тенор) и драматического актёра, затем был певчим капеллы, регентом, дирижёром оркестра. Степан получает блестящее музыкальное и общее образование, знает несколько языков, среди его преподавателей — видные иностранцы и русские академики. При этом остается крепостным и его личная свобода крайне ограничена — он даже не имеет возможности завести семью, являясь по сути машиной для творчества. Спектр музыкальных талантов Дегтярёва очень широк: мультиинструменталист, вокалист, автор и руководитель.

Портрет Степана Дегтярева

Сочинения также разнообразны: это духовная музыка, ансамблевая и оркестровая. В свое время Степан Аникеевич получил известность не только в России, но и за рубежом. Особую славу он приобрел благодаря ораториям. Дегтярёв был первым автором в нашей стране, освоившем эту сложную и масштабную форму. Самым известным произведением считается «Минин и Пожарский» (на слова Н.Д. Горчакова), которая впервые исполнена в 1811 г. под его личным управлением, повторена в 1818 на открытии одноименного памятника. Следующее исполнение в полном формате состоялось только спустя два века — в 2012 г. Оркестровая группа для этого произведения составляет почти 200 человек, в том числе роговые хоры, где каждый музыкант играет только одну ноту.

гравюра "парад в честь открытия памятника Миину и Пожарскому"

Известное авторское наследие Дегтярёва очень невелико, считается, что большая часть произведений утеряна, т.к. были изданы единичные концерты, а часть рукописей, по слухам, была уничтожена или продана самим автором. На протяжении всей жизни Степан испытывал материальные трудности, но особенно стал нуждаться после смерти графа и получения «вольной». Формально он так и оставался крепостным. За пределами Шереметевского театра его талант не был востребован, к самому образованному музыканту своего времени относились пренебрежительно из-за происхождения.

портрет Степана Дегтярева

Последнее десятилетие жизни было и самым творческим, и самым трудным. Степан женился, но из-за бедности отправил супругу с ребенком в Борисовку, причем, по словам современников, у него не было денег даже на подводу для доставки личных вещей. Не было и постоянной работы, периодические выступления не позволяли сводить концы с концами. В поисках заработка он возвращается в Курскую губернию, но и здесь остаётся невостребованным. Последним пристанищем стала усадьба помещика Кудинцова в Льговском уезде. Дегтярёв служит учителем музыки, пишет новую ораторию на патриотическую тему Отечественной войны. Композитор умер в 1813 г., оставив не оконченными ряд произведений.


ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ.

Для того, чтобы достоверно изобразить Дегтярёва-дирижёра, скульптор многократно наблюдал за выступлениями современного белгородского дирижёра В.Н. Шувалова. Затем, уже по памяти, создал знакомый нам образ.

Архитектурный портал первоначального, конкурсного варианта памятника защищен патентом № 41599 на промышленный образец — таким образом отмечена существенная новизна авторского решения.

В Белгородском государственном историко-краеведческом музее находится небольшая станковая скульптура дирижёра, работы Анатолия Смелого. Фигура бронзового литья является уменьшенным вариантом монументального памятника и размещена в качестве портрета в центре тематической экспозиции, посвященной жизни и деятельности Степана Дегтярёва.

Скульптура "Степан Дегтярев" в экспозиции БГИКМ, 2015 г

________________________________________________
По теме:
ПЕРВЫЙ ПАМЯТНИК СТАЛИНУ В БЕЛГОРОДЕ
"СЕМЬЯ" СКУЛЬПТОРА ПШЕНИЧНОГО

Комментарии

( 8 комментариев — Прокомментировать запись )
livejournal
21 июн, 2015 02:33 (UTC)
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.
cizerot
21 июн, 2015 11:33 (UTC)
Да, очень уж напоминает экспрессией кого-то вроде графа Дракулы...
ontheopensea
21 июн, 2015 12:50 (UTC)
Интересный материал, целое исследование. Вы замечательный краевед! Спасибо Вам, очень познавательно. Скульптор и архитектор выросли в моих глазах во сто крат - первоначальный проект заслуживает восхищений, в нём есть и оригинальность и содержательность (патриотизм, величие, грациозность). Жаль, что чиновники к этим идеям как всегда отнеслись формально, для отчёта втыркнули экономично обкромсанное нечто... Очень жаль, белгородцы заслуживают Смелых, а не перцевых.
jivemodinraz
29 июн, 2015 18:47 (UTC)
простите что не в тему, но у вас бомбовое оформление)
sanchess_city31
29 июн, 2015 19:54 (UTC)
Спасибо, сам делал. Когда не было рекламы и лишних строк - очень хорошо смотрелось.
shabanov_f
6 дек, 2015 09:15 (UTC)
Да, вечером и при особом освещении памятник наверняка откровенно пугает.
Идея хороша, но воплощение!
budylai
5 фев, 2016 05:57 (UTC)
Мдяя... Как себя чувствуют дети возле этого БУУУ?)))
( 8 комментариев — Прокомментировать запись )