?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

"Ворота города"

Это первое, что бросается в глаза, когда въезжаешь в город, Издавна въезды оформляли красивыми въездными башнями, арками, столбами. В Белгороде первые въезжие столбы появились в конце XVIII века, и находились на самой значимой магистрали - Московском шоссе. По нынешним меркам, обычной проселочной грунтовке, которую летом слегка выравнивали, подсыпали песком и гравием, чтобы не завязнуть в межсесонье. Через город шоссе проходило во Старомосковской улице (нынешняя Попова) и по Новомосковской (Б. Хмельницкого).
"Въезжие" столбы, увенчанные позолоченными орлами, были установлены в честь проезда через город Екатерины II в 1787 г (по мнению Кулегаева). Историк Пархоменко приводит данные, что столбы установлены еще в доекатерининские времена, в честь посещения города Петром I в 1701 г. Точная же дата установки неизвестна.
Северный въезд:

Эти столбы находились чуть выше перекрестка Попова и Белгородского проспекта. На фото видна кладбищенская ограда и церковь, носящая сейчас имя Собора св. Иосафа.
Южный въезд:

Находился чуть ниже нынешней улицы Победы. Вид со стороны Тавровой (Харьковской) горы:

Снесли столбы в 1926 г., в 2007 г. один из памятных знаков был восстановлен. На колонне теперь есть табличка с литографией. Пояснительная надпись гласит, что здесь изображен вид Старомосковской улицы и шоссе с въезжими царскими столбами, а также женский келлиотный монастырь, который находился на месте нынешнего Белгородского государственного академического театра им. М.С. Щепкина.
Столб находится немного южнее первоначального места, это было сделано из архитектурных соображений, дабы приобщить достопримечательность к ланшафту Музейной площади.

Ну а теперь о современных въездных композициях. Все они построены в разные годы, отсюда отличие в стилистических решениях, материалах. Но содержатся в прекрасном состоянии, дополнены актуальной информацией. Придорожные стелы установлены на всех магистралях федерального и межрегионального значения. 
Северный въезд в город, трасса Москва-Крым.

Юго-западный въезд, трасса Москва-Крым. Установлена перед поворотом на объездную, в полутора километрах от черты города. Установлен в конце 70-х, одновременно с реконструкцией дороги и возведением за ним стационарного поста ГАИ. Стела интересна мозаикой, изображающей дружбу народов России и Украины.

Северо-восточный въезд, трасса Белгород-Воронеж. 

Восточный въезд, трасса Белгород-Сумы, в трех километрах от городской черты, перед п. Стрелецкое.

Юго-восточный въезд, трасса Белгород-Шебекино.

Помимо стел, в начале 2000-х, при возведении кольцевых развязок были построены две ротонды, на Северном въезде:

И Северо-восточном:

Стоит упоминуть, что город активно расстраивается, и на самых перспективных направлениях, въездных композиций пока нет, что косвенно говорит о "застолбленных" границах на описанных маршрутах. Так что остается надеяться, что в ближайшем будущем на новых магистралях гостей города будут встречать красивые и всегда широко раскрытые "ворота" Авторы использованных материалов: А. Фирсов, И Кулегаев, А. Кутепов, А Лимаров, И. Пархоменко. Фото (установленные авторы): SanchesS, А. Иванницкий, А. Ермаков.

Комментарии

( 4 комментария — Прокомментировать запись )
(Анонимно)
23 июл, 2012 10:24 (UTC)
Въезд со стороны Сум получается западным
rkabalin
14 май, 2014 19:19 (UTC)
Интересно, с южной стороны Московское шоссе продолжалось дальше после Харьковской улицы или Старо-Московской?
sanchess_city31
14 май, 2014 19:55 (UTC)
Сначала (с Петровских времен) - от Старо-Московской или Старомосковской и шла на Харьков через Супруновку и Томаровку. В 19 в. (точной даты пока не встречал) проложили новые дороги и Московское шоссе пошло почти по прямой - нынешняя Богданка. Новая дорога на Харьков пошла через Красное (улица вниз от Везёлки называлась Шоссейной, а до неё всё было застроено частным сектором - поэтому сейчас и непонятная нумерация). С того времени их расположение мало изменилось. Старый и новый подъезды к городу Московского шоссе сходились примерно в р-не ул. Железнякова, дальше старая дорога немного отличалась, но в целом шла примерно так же.
rkabalin
14 май, 2014 20:03 (UTC)
Спасибо, интересные детали!
( 4 комментария — Прокомментировать запись )