?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Когда в Белгороде появились городские автобусы? Как выглядели? Мало кто сможет дать ответ. Итак, поговорим о старом транспорте.

Автобус ГАЗ 03-30 в Подмосковье, фото А.Новикова

История общественного транспорта в нашем городе - тема малоизученная, но крайне интересная. Даже беглый обзор основных событий позволяет сказать, что проблемы с пассажирскими перевозками были всегда. В соседнем Курске - одна из первых в стране трамвайных систем, в соседнем Харькове - ещё до революции появились регулярные автобусы. У нас - только извозчики. Скажете некорректное сравнение? Отнюдь: водопроводом куда раньше "мегаполисов" обзавелись, например. Так или иначе, но Белгород обходился без общественного транспорта очень долго, до тех пор пока это стало просто неприличным на фоне других даже небольших городов.

В 1936 г. "Белгородская правда" сообщила, что местное отделение «Автогужтрест» закупило два 16-местных автобуса «ГАЗ» по цене каждого 14 тысяч рублей. Анонсировано, что в первых числах июля автобусы выехали в свои первые рейсы по городу. К сожалению неизвестно, почему попытка установить постоянное движение потерпела неудачу, но внутригородские маршруты отсутствовали ещё несколько лет. Зато в этом же году на аналогичном автобусе, только повышенной комфортности, было открыто сообщение между Белгородом и Корочей.

Полноценное движение началось в 1939 г., когда были открыты два пригородных и один городской маршруты. Изначально расписание работы было составлено из расчёта обслуживания всех трёх маршрутов одним автобусом. Соответственно имелся запасной на случай ремонта или обслуживания. Через год в Белгороде было несколько автобусов ГАЗ-3 и его модернизации ГАЗ-03-30 и как минимум один более вместительный ЗИС-16.



Основная работа отводилась "Газикам", которые можно причислить к "маршруткам" в современном понимании этого слова - автобус был почти что аналогом современных "Газелей". В общем, несколько лет до войны горожане имели возможность, или скорее были вынуждены перемещаться на вот этом:



Это один из единичных сохранившихся экземпляров, хотя модель была массовой и выпускалась до 1950 г. В разных вариантах число мест варьировалось от 14 до 17. Каркас кузова делался из дерева - в основном из-за этого срок службы был невелик. Внутри автобус отделывался фанерой и искусственной кожей. Интересно, что подушки сидений-диванов были пружинными, но и это не помогало от тряски - ведь использовалось обычное шасси грузовика ГАЗ-АА ("полуторка"). Салон на современном фото находится в состоянии реставрации, поэтому подушек ещё нет:



Движение сопровождалось постоянными скрипами и дребезгом. Однако единственной доступной тогда альтернативой кроме телеги был бортовой кузов такого же грузовика - в редкие дни повышенного пассажиропотока, например в праздники, собирались целые колонны таких временно перепрофилированных автомобилей.



Кабина водителя:




Ещё по теме: Автомузей под открытым небом или раритеты на кольцевых развязках

________________________
Фото реставрируемого автобуса: BOSS (fotobus.msk.ru), maxxdroid

Комментарии

( 4 комментария — Прокомментировать запись )
kaktuso
16 май, 2014 03:32 (UTC)
Жесть.. =) Но и нынешние пазики не так далеки от этих скотовозок...
sinanaleba
16 май, 2014 09:28 (UTC)
мой папа хорошо помнит послевоенное время, когда транспорта не было, и приходилось ходить пешком довольно далеко. Например, с Зареченской к родственникам на Болховец.
tramvainyi_ham
24 май, 2014 18:30 (UTC)
Белгород с его размерами: Вокзальная-Литвинова - Б. Хмельницкого - Ленина по диагонали неспешным шагом 30 минут, быстрым - 20.

Интерес есть, какие маршруты куда ходили, это надо газеты перетряхивать.
sanchess_city31
25 май, 2014 10:24 (UTC)
Эволюция первых маршрутов у меня есть, как-нибудь сделаю отдельную статью. (Там надо пару моментов уточнить)
( 4 комментария — Прокомментировать запись )