?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Вот уже несколько месяцев я наблюдаю за развитием ситуации вокруг легендарного фонтана. Мне хотелось понять логику происходящего, но этой самой логики так и не вижу. Краткое содержание первой части: в 1982 г. скульптор Анатолий Смелый и архитектор Станислав Михалёв установили у входа в универмаг «Белгород» композицию «Северский Донец и Везелица», которая воплощала в себе художественный образ города. Скульптура благополучно простояла свыше двадцати лет, но затем была демонтирована.

Донец и Везелица на АрБете

Итак, к началу нового века главный городской универмаг, бывший на момент постройки одним из самых передовых общественных зданий, уже не казался современным и стильным. Но при этом был весьма популярным торговым центром. Элементы внешней отделки износились, некоторые из них при косметическом ремонте были сняты, местами отсутствовало остекление. Было понятно, что реконструкция необходима. По моему мнению, и в рамках существующего дизайна можно было придать зданию актуальный и оригинальный облик. Но руководство решило не мелочиться, и помимо «осовременивания» с максимальной возможностью расширить торговые площади. На тот момент универмаг уже был одним из многочисленных направлений бизнеса семьи Клет. В течение нескольких лет ОАО «Универмаг «Белгород» тратило всю официальную прибыль на капитальное переустройство. Вот здесь-то и помешался тот самый фонтан. Земля, на которой он находился, была переведена на баланс магазина, и его администрация по согласованию с городской архитектурой, демонтировала композицию для возведения новой пристройки.

По первоначальному проекту фонтан должны были перенести вправо. Кроме того, о его последующем восстановлении было сообщено и в СМИ. Однако вскоре проект был доработан, и на паспорте объекта никаких террас и фонтанов уже не было – на этом месте появилась парковка.

Универмаг Белгород в процессе реконструкции, 2006 г.

Вместе с тем руководство универмага постаралось избавить себя от обязательств по сохранению художественного произведения и отказалось от прав собственности на него. Но, что интересно, при этом скульптура продолжала храниться на служебной территории. Так в 2005 г. «Встреча Донца и Везелицы» оказалась на складской площадке, принадлежавшей универмагу. Несколькими годами позже на этом месте начал свою работу «Завод архитектурного бетона» (директор К.В.Клет). Здесь скульптура и находилась вплоть до настоящего времени, кочуя по всей промзоне.

Вскоре исчезли строительные леса, шло время, но «Донец и Везелицу» возвращать не спешили. Через два года администрация города, решив, что свято место пустовать не должно, установила на Народном бульваре новый фонтан без скульптуры, что вызвало резонный интерес у горожан, ожидавших, но так и не увидевших привычных персонажей.

Читатель может задать вполне резонный вопрос: почему частная фирма присвоила себе то, что ей не принадлежит? Ведь ООО «БЗ АрБет» так же не имеет на своём балансе данной скульптуры. Я не знаю ответа. Возможно, была какая-то устная договорённость с городской администрацией – и тогда нам нужно сказать «спасибо» за то, что памятник не оказался на свалке. Но если есть документы официальные – на лицо преступная халатность и даже вандализм по отношению к предметам искусства.

Донец и Везелица на АрБете

Всё это время скульптура ветшала – после разборки выяснилось, что из-за постоянного контакта с влагой началась коррозия стального каркаса, из-за чего она стала хрупкой. Многочисленные небрежные транспортировки довершили дело, сильно деформировав рельеф и разломав напополам основание. Один из неравнодушных очевидцев, приславший фотоснимки, писал мне о том, что был потрясён настолько халатным отношением к арт-объекту. Описание ситуации одним из работников не требует комментариев: «Да вот, ждут когда про неё все забудут, не станет автора – и переплавят». Нынешнее состояние композиции таково, что не вызывает сомнений мысль об её умышленном доведении до непригодности.

Рост популярности исторической тематики в белгородском секторе интернета показал интерес граждан к судьбе памятника, а его плачевное состояние вызвало возмущение. Поначалу ответственные лица сохраняли молчание, но тут грянула предвыборная кампания губернатора и про скульптуру почему-то вспомнили. В присутствие телекамер и журналистов, стоя рядом с Е.Савченко, мэр Обещалкин гордо заявлял о скорейшем восстановлении на новом месте. А покорёженное лицо «Везелицы» грустно взирало сверху на происходящее.



Высказываниям мэра можно было бы по привычке не придавать значения, если бы не приехавшая вскоре на берег реки спецтехника. Площадку действительно начали готовить. Начались обсуждения процесса работы со скульпторами. Было дано разрешение на снятие отдельных элементов для оценки реального состояния и проведения реставрации в максимальные сроки. И так же быстро всё закончилось. На День Города жителей встречали только наспех брошенные у воды бетонные плиты.



Боженов не выполнил торжественное обещание. К 5 августа 2012 г. скульптура не появилась на новом месте. Не появится она, вероятно, и в 2013 г. Так почему же мэр, который так отважно рвётся в бой против горожан, с целью поставить новый памятник, абсолютно равнодушно относится к памятникам старым? Почему не сдержал слово? А слово у Боженова – не воробей, который вылетел и не поймаешь, воробей далеко не улетит. Это слово подобно соловью – звучит переливисто, завораживает, а чуть что – уже в тёплых аравийских краях. Нет его, не найдёшь. В это же время депутат, бизнесмен и, самое главное, меценат Вадим Клет, так и не вернувший в город произведение монументального искусства, праздновал присвоение себе звания Почетного гражданина Белгорода.

Вадим Клет - теперь почётный гражданин

Парадоксально, но факт: весь пыл меценатства у Вадима Михайловича исчез после того как выяснилось, что выделяемых городом средств на реконструкцию не хватит. Заработать на таком заказе не получится, более того – придётся понести серьёзные убытки. Оказалось, что при текущем состоянии памятника (в результате хранения на «АрБете»), его реставрация будет представлять собой фактически создание копии – число пригодных для экспозиции деталей минимально. Для этого необходимо повторить весь технологический процесс заново. По началу, представитель заказчика и автор скульптуры сумели найти выгодное компромиссное решение, при котором денежные затраты были в несколько раз меньше реальной стоимости реконструкции. Но этот вариант почему-то не устроил заказчика, как не устроили и остальные. После чего Почётный гражданин в одностороннем порядке без каких-либо комментариев отказался от общения по вопросу восстановления композиции.

Администрация города так же предпочла ретироваться. Все вопросы и запросы Анатолия Смелого по поводу дальнейшей судьбы его детища были проигнорированы. Устав искать не то, чтобы правды, а хотя бы конструктивного диалога, скульптор на свою беду написал гневное письмо в «Голос Белогорья». То, что выдал Бабин, замечательно свидетельствует о позиции властей и к самой ситуации и к скульптору в частности. Чего только стоит: «Ничего страшного, на похоронах скажем те же слова. Отметим вклад, помянем добрым словом»… Топить так топить – здесь и намёк на извечный конфликт с главным скульптором всея Белогорья Шишковым, которому без всяких проволочек отдадут место и средства под очередной памятник если Смелый не пожелает забесплатно и из ничего воссоздать изуродованную композицию. И перевёрнутые с ног на голову факты, и откровенные издевательства.

Осталось без ответа письмо на имя губернатора с просьбой разобраться в сложившемся. Попытка скульптора попасть на приём к тому, кто анонсировал проект перед камерами, тоже не увенчалась успехом. Оно и неудивительно – мэр очень занят, и видимо ему некогда заниматься вопросами градостроительства.

Донец и Везелица на АрБете

Нам остаётся надеяться, что благоразумие восторжествует. Несомненно, помимо сугубо прагматичной мотивации, во всей этой истории присутствуют и скрытые аспекты межличностных противостояний. Ведь, согласитесь, глупо обвинять художника в жадности (как это делает газетка Бабина) только за тот факт, что невозможно бесплатно заново изготовить кем-то разрушенные фигуры? Действительно, весь разыгрываемый спектакль имеет смысл только в случае закулисных игр и интриг. Не нужно искать логики там где её нет... Сам Анатолий Сергеевич так комментирует своё отношение к «Донцу и Везелице»: «Для меня это как ребёнок, что может чувствовать отец, глядя на бездыханное тело?»

Донец и Везелица на АрБете


Also

Есть мнение, что выбор нового места для памятника не вполне удачен. Среди достоинств – лишь популярность парковой зоны и соответственно отсутствие архитектурных конфликтов в привязке. При этом есть ряд существенных недостатков:
- вполне логичное расположение фигур «на водной глади» становится серьёзной проблемой в зимний период – нарушается восприятие, а лёд вполне может повредить статую.
- до физического слияния двух рек, что и обыгрывается в образе, всё-таки далековато.
- запланированная как элемент «аллеи любви», композиция теряет первоначальный идейный смысл.

По мнению автора произведения, скульптура должна сохранять оформление в виде фонтана – это максимально раскрывает образное решение, а подходящим местом для установки мог бы стать «Музей под открытым небом», или подобная ему площадка, где возможно удачно обыграть предысторию нашего города.

Комментарии

( 15 комментариев — Прокомментировать запись )
ontheopensea
2 фев, 2013 06:46 (UTC)
Смею предположить, что в оценке своих критических публикаций Вы не нуждаетесь :), потому прошу принять следующее, как поддержку Вашего мнения: "Вы - большой молодец! Самый настоящий патриот и гражданин своего города!"
Пафосно написала, но абсолютно искренне :)
beljour
2 фев, 2013 07:26 (UTC)
Спасибо, Санчес!
patlan_yu
2 фев, 2013 08:37 (UTC)
Спасибо! Ситуация очень типична и очень печальна. Такое сейчас везде. Не везде есть люди, которым не все равно и которые говорят правду. Это важно.
mashina_prints
2 фев, 2013 13:10 (UTC)
спасибо!
vadiooo
2 фев, 2013 13:49 (UTC)
Все больше разочаровываешься в нынешнем времени.
doguran
2 фев, 2013 16:19 (UTC)
Спасибо!
sinanaleba
2 фев, 2013 19:44 (UTC)
Боюсь, на фоне общего обезличивания города судьба какой-то скульптуры мало волнует городские власти. А по сему, не стоит особо рассчитывать на реальные шаги по её восстановлению и установке. Скорее, что-то новенькое наваяют. За рассказ спасибо, познавательно.
sanchess_city31
2 фев, 2013 20:09 (UTC)
Пока мы сами будем молча взирать на разграбление нашей культуры - нас будут продолжать лишать всего ценного.
bladie
2 фев, 2013 21:00 (UTC)
Помнится, когда включали фонтан у "Белгорода", всегда куча детворы по нему лазила, в частые ветреные дни фонтан неожиданно обливал прохожих то тут, то там. Да, по сегоднешним меркам, сам универмаг и сцена размещения памятника с фонтаном выглядели бы достаточно архаично, но насколько самобытна была бы эта архаичность. Облик города постоянно меняется, как лицо Гурченко. Подтяжка за подтяжкой. Уже и не город - агломерации.
Парковки нужнее памятников.
Вспомнилось в связи, как в 90-х дети начали зарабатывать деньги мойкой стекол в автомобилях на светофорах. Помните, бум прямо был мойщиков? Прямо как в фильмах про какое-нибудь Дели или Рангун. Гордились тогда, что и мы приобщились, наконец, к цивилизации.
kotbayun1965
5 фев, 2013 13:52 (UTC)
С днем рождения, уважаемый Санчес!
Спасибо за Ваши очень интересные и острые публикации! Удачи Вам и всего самого доброго. Желаю Вам, чтобы Ваши публикации находили отклик не только у нас, Ваших читателей, но и у Властей.
eemouse
9 фев, 2013 18:27 (UTC)
Санчес, ты молодец! Может имеет смысл начать какие-либо публичные действия с требованием установки скульптуры? Ведь очевидно же, что общественная ценность исчезла из города при этом очевидно лицо, чьи действия привели у потере общественной ценности. Может стоит организовать сбор подписей (открытый с указанием фамилий и имён) к городской власти, а автору обратиться в прокуратуру по поводу уничтожения скульптуры?
konstantinlk
26 авг, 2014 19:59 (UTC)
Абсолютно так и надо действовать. Готов поддержать.
ps_beladm
5 мар, 2013 07:03 (UTC)
Данная скульптурная композиция, созданная автором более 20 лет назад, находилась на балансе универмага «Белгород», в дальнейшем ОАО «Универмаг Белгород». Долгие годы скульптурная композиция хранилась на складе ОАО «Универмаг Белгород» (впоследствии завод «Арбет»).
В 2012 году состоялось комиссионное обследование технического состояния скульптурной композиции «Встреча Северского Донца и Везелицы», оценив которое, комиссия пришла к выводу: скульптурная композиция находится в неудовлетворительном техническом состоянии, имеет большой процент утрат (70 %), внутренние конструкции подвержены коррозии. Для проведения ремонтных работ памятник фактически необходимо выполнить заново (воссоздать).
Проведение работ по воссозданию скульптурной композиции, из-за большой стоимости работ , нецелесообразно.
(Анонимно)
16 мар, 2013 14:52 (UTC)
>>>В 2012 году состоялось комиссионное обследование технического состояния скульптурной композиции «Встреча Северского Донца и Везелицы», оценив которое, комиссия пришла к выводу: ...Проведение работ по воссозданию скульптурной композиции, из-за большой стоимости работ, нецелесообразно.

Решили:
На месте предполагаемого размещения памятника построить новый офис Агро-Белгорья.
( 15 комментариев — Прокомментировать запись )