?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

«Мы договорились с Вадимом Михайловичем, что он восстановит, место мы ему даём – и вернёт в город к 5 августа» - С.Боженов, 31.05.2012 г.
Этой фразой, сказанной в объектив телекамеры в присутствии Евгения Савченко, мы и начнём подробный и обстоятельный рассказ о судьбе единственного памятника, посвящённого непосредственно Белгороду, – композиции «Донец и Везелица». Часть первая, историческая.

фонтаны Белгорода

Начало 1980-х. Центральная часть города претерпевает значительные изменения. По плану район колхозного рынка (это было его официальное название) должен был превратиться в комплексный общественный центр, сосредоточение объектов торговли и бытового обслуживания населения. Предполагалась качественно новая эстетика и функциональность территории. С точки зрения организации пространства это было правильным решением, кроме того динамично растущий город испытывал большую нехватку универсальных магазинов. Архитектурный облик здесь тоже не совсем соответствовал статусу крупного областного центра. Журнально-открыточные снимки стыдливо скрывали за границами кадра ветхую частную застройку, базарный хаос.

В это время и появляется новая функциональная зона, выдержанная в едином архитектурном стиле. Это комплекс зданий Центрального рынка, Дом быта, универмаг «Белгород». Объекты подчинялись актуальным принципам функциональности, обладали новыми потребительскими качествами. Особое внимание уделялось зданию универмага, которой строился на месте бывшего горпищекомбината.

По задумке архитектора С.Михалёва он должен был стать одним из новых городских символов. А название «Белгород» должно было вызывать гордость за родной город. Для этого строительство под личный контроль взял председатель городского исполкома Е.Савотченко. Евгений Николаевич, будучи сам увлечённым самобытным художником, большое значение уделял декоративной эстетике, всячески содействовал развитию изобразительных искусств. Так появилась идея усилить новую городскую доминанту монументальным символом. В поисках подходящего решения Савотченко общался со многими художниками. Однако решающим стало знакомство с недавно вернувшимся на свою историческую родину скульптором Анатолием Смелым. Имея за плечами опыт по созданию обобщенных символов, скульптор предложил отойти от ограниченной исторической тематики и обыграть природные мотивы. Возник замысел ассоциировать слияние двух рек, по берегам которых расположен Белгород, с реальными персонажами. Этот вариант привлекал своей оригинальностью – ничего подобного до этого у нас не было. Более того, и поныне замысел такой композиции не имеет в нашем городе даже близких аналогов.

скульптура "Северский Донец и Везелица" фото из коллекции А.Лимарова

В 1981 г. началась работа над макетом. Анатолий Сергеевич добился единства сюжетной линии с пластикой и получил городской заказ. В это же время принимается решение об архитектурном оформлении скульптуры в виде фонтана, что с одной стороны должно было подчеркнуть и усилить образное восприятие, а с другой стороны фонтан – это… хорошо.  Итогом стала двухфигурная скульптурная композиция, где юноша и девушка отождествляются с реками Северский Донец и Везелица.

Внутренняя философия памятника при этом куда глубже, нежели просто одушевление природных сред. Существование образов основано на эпическом повествовании, предлагаемых обстоятельствах: в месте слияния двух рек встречаются влюблённые. Предлагая девушке принять венок из полевых цветов, юноша добивается согласия на создание семьи, первой семьи нового города. Повторение же романтической истории символизирует непрекращающуюся жизнь Белого города. Элементы водной стихии – основы жизни на Земле – окончательно фиксируют эту идею.

Скульптура "Северский Донец и Везелица" фото Б.Шамина, 1983 г.

Работа над созданием скульптуры проходила в ограниченных временных рамках – универмаг планировали открыть к конкретной дате. Не смотря на это, было решено воплотить художественный образ в металле. В течение нескольких месяцев в мастерских не утихала работа. Анатолий Сергеевич с сыном Михаилом и несколькими помощниками поэлементно изготавливали детали композиции. Для этого их лепили в глине, затем делали бетонные отливки, по которым способом выколотки формовали листовую медь. В конце концов, собранные и сваренные между собой части закреплялись на стальном каркасе. Изобразительные приёмы, использовавшиеся при создании достаточно небольшой, в полтора раза больше натуры, скульптуры (обобщённая монументальная пластика форм) были обусловлены условиями обзора, ландшафтом, декоративной ролью и подчеркивали образно-обобщающий характер произведения.

Скульптура "Северский Донец и Везелица", фото В.Собровина, 1982 г.

Тем временем кипела работа и на стройке – по задумке архитектора бассейн фонтана стал точкой сопряжения внешних лестниц. К сожалению именно архитектурное оформление не позволило в полной мере раскрыть выразительные свойства «Донца и Везелицы» и, более того, в нерабочие периоды представляли их в невыгодном ракурсе. Основная причина – невыразительный дизайн, неудачная конфигурация оборудования. Замысел предполагал высокий уровень воды в чаше, чтобы скульптура как бы «плыла». Действительно, качество восприятия при этом значительно менялось, но, к сожалению, гораздо чаще можно было наблюдать скульптуру среди мелких луж, омываемую мелкими разномастными струйками. Не смотря на то, что ошибки были очевидными: штатный режим работы был изначально невозможен из-за сильного сноса ветром водяных струй, в межсесонье и при незаполненности металлические «волны» без вариантов парили в воздухе, никто ничего исправлять не стал. Впрочем, как вы понимаете, вины автора в этом нет.

Комплекс нового универмага обрёл законченный вид с установкой скульптуры в 1982 г. С этого времени и на протяжении двух десятилетий романтичная композиция, посвященная родному краю, оставалась визитной карточкой города, она запечатлена в большинстве книг, на открытках, в газетах и журналах этого периода времени.

В 1993 г. вандалы впервые повредили статую. Тогда была деформирована рука юноши, которую спустя год восстановил сам автор.

При начавшейся в 2006 г. реконструкции "Белгорода" место фонтана было занято новой пристройкой, скульптура оказалась "лишней" и на долгие годы ушла в забвенье. О её дальнейшей судьбе в подробностях читайте в следующей части.

Комментарии

( 2 комментария — Прокомментировать запись )
xandra_burevich
24 янв, 2013 20:32 (UTC)
В детстве обожала этот памятник, навевал что что то из древнегреческих мифов
iskra31
6 фев, 2013 20:42 (UTC)
прекрасно пишите
и, главное, читать интересно!
спасибо
( 2 комментария — Прокомментировать запись )