?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись





II.Белгородская епископская кафедра.
(краткия биографии святителей в связи с бытом Белгородского края).


Белгородская епархия была учреждена в 1666 г., в царствование Алексея Михайловича, а в следующем году назначен был первый епископ в сане митрополита Феодосий (митрополит Сербский). Умер он в 1671 г. 20 авг., осталось от него послание к пастве.



Вторым епископом также в сане митрополита, был Мисаил, переведённый в Белгород из Коломны. На Белгородской кафедре он был 13 лет (с 14 сент. 1671 г. по 27 февр. 1684 г.). Память о нём осталась в окружном послании к духовенству епархии. В этом послании изобличаются народные суеверия и грубые забавы того времени (кулачные бои, «скакания и плескания», «накладывание личин и скоморошья платья», и проч.).

3-й митрополит – Авраамий с 13 июля 1684 г. по 6 авг. 1702 г.

4-й Иустин Базилевич – из киево-печёрских иеромонахов, с 23 янв. 1701 г. по 17 авг. 1709 г.

5-й Иларион Властелинский – с 11 марта 1711 г. по 4 апр. 1720 г. От его времени осталось много документов по духовным делам, характеризующим быт народный и духовный.

Между прочим, ещё в то время были набеги крымских татар, уводивших в плен даже попадей. Существовали тогда «поповские старосты», собиравшие деньги, по 2 руб., с рожавших девушек и вдов, заковывавшие в кандалы священников и бравшие со вдовых какую-то подать.

Насколько было грубо духовенство и общество видно из одного духовного дела. В прошении одной женщины 1719 г. говорится, что брат насильно её выдавал замуж, она в церкви просит священника не венчать, тот же её бьёт всенародно «до крови», поезжане плетьми, священник вдобавок «таскает за косу». По его же настоянию приводят «волхва», который даёт женщине «наговорённой воды». От этого зелья она приходит в беспамятство, и её венчают. На следствии священник сознаётся в том, что бил, но за то, что она не хотела крест целовать, «значит раскольница». Дело окончено миром.

С 6-го иерарха Белгородскаго и Обоянскаго начинается ряд уже епископов, некоторые только носят сан архиепископский, как заслугу. 6-м был Епифаний Тихорский (с 9 июля 1722 г. по 2 июля 1731 г.). Этот преосвященный оставил в Белгородском крае первое высшее училище для лиц всякого звания, так называемый коллегиум. В 1722 г. он открыл школу при архиерейском доме в Белгороде; в 1626 г. она уже имела 6 классов. Тогда кн. Голицын, управлявший Слободскою Украиною, уговорил преосвященного перенести училище в Харьков и сделать его всесословным. Собраны были большие по тому времени деньги, земля на обзаведение училища. В нём прибавлены были философский и богословский класс, а так же греческий и латинский язык. В общем, Епифаний старался поставить дело в новом училище по образцу Киевской духовной академии.

Преосвящ. Епифаний энергично защищал духовенство от военных и гражданских чинов, часто вторгавшихся в дела епархиальные; был строгий блюститель нравов, не допускал, например, никаких поводов к разводу, кроме явного прелюбодеяния.

7-ой еп. Досифей Богданович Любимский (с 28 ноября 1731 г. по 1735, умер 22 марта 1736 г.) Он был назначен, как одна из «учёных персон» – «понеже в Белгородской епархии обретаются школы и в них учащихся студентов не мало». У Досифея и была главная забота о Харьковском коллегиуме и о заграничных студентах, посылавшихся из коллегиума.

В 1735 году был отправлен от управления епархии и заточён в Курский Знаменский монастырь за то, что в собственноручном письме предал «вечной анафеме» ослушавшихся ему архимандрита и игумена.

8-ой еп. Пётр Смелич (в сане архиепископа, с 20 июня 1736 г. по 16 сент. 1742 г.) деятельно занимался просвещением. В Харьковском коллегиуме ввел математику, французский и немецкий языки, стал открывать малые славяно-латинские школы (гимназиумы) в Белгороде, Курске и Старом Осколе. В одном из указов 1737 г. писал, чтобы учителя «детей обучали всетщательно, без всякаго оным затруднения и напраснаго паче же неосмотрительнаго наказания». Между прочим, Пётр старался об искоренении обычая «пить горелку» в храмах при свадьбах и на могилах во время поминовения.

9-ый митрополит Молдавский, Антоний Черновский, молдаванин по происхождению (с 6 сентября 1742 г. по 1 янв. 1748 г.) оставил о себе недобрую память, при всяком удобном случае, особенно во время своих объездов епархии с многочисленным штатом, брал большие деньги и с духовенства, и с церквей.

10-ый еп. Иосаф Горленко (с 2 июня 1748 г. по 10 дек. 1754 г.) – один из самых видных духовных деятелей в Белгородской епархии и наиболее популярный святитель. Никто из Белгородских иерархов так часто и внимательно не обозревал епархию как он и каждый раз входил во все мелочи церковной службы и жизни духовенства, издавая после объездов предписания и наставления. Недостаток в образованном и просвещённом духовенстве заставил преосвящ. Иосафа обратить заботливое внимание на школы. В Харьковском коллегиуме он часто и подолгу бывал, оказывая ему материальную помощь. По его настоятельным указаниям духовенство ревностно стало стремиться к искоренению разных суеверных и языческих обрядов и обычаев среди народа. В эти времена много было дел «бесовских и чародейных». Все эти, часто мнимые чародеи и чародейки жестоко наказывались плетьми, оковами и даже (по указу Анны Ивановны) могли кончать сожжением.

Преосвященный Иосаф был строгий ревнитель нравственности как среди народа, так и духовенстве и монашестве. Он был в высшей степени сострадателен к несчастным, страдающим и нуждающимся. Сам был в жизни полный аскет, осталось от него очень немного вещей, главным образом книги, которые указывают на его большую любознательность и начитанность по тому времени (целый ряд латинских учёных сочинений по богословии, по наукам медицинским, философским, астрономическим и др.). Погребать его пришлось на деньги, отпущенные на архиерейский дом, так как у него самого ничего не осталось.

11-ый епископ Лука Конашевич (с 9 окт. 1755 г. по 1 ян. 1758 г.) – особенно ревностно заботился о Харьковском коллегиуме, установил из учителей комиссию для заведования суммами училищными, жертвовал сам.

12-й Иосаф Миткевич (26 апр. 1758 г. по 3 июня 1763 г.) – учёный муж; будучи еще архимандритом, по поручению Св. Синода пересмотрел и исправил Четьи-минеи Димитрия Ростовскаго и Патерик Киево-Печерский. Особенно усердно принялся за просвещение духовенства: плохо читающих и знающих службы (а были такие даже священники) лишал сана и отправлял в монастыри, повелел брать поэтому детей духовенства (от 7 до 15 лет) и отправлять в Харьковский коллегиум под опасением лишения сана в случае утайки кем-либо мальчика; приказал говорить проповеди хоть в два месяца раз, а неучёных священников заставлял разучивать с народом молитвы и незнающих таковых не венчать. В это время (и раньше) среди просто народья и однодворцев существовали ранние браки, жениху 7-10 лет, а невесте 20 и более. Свёкор обыкновенно жил со снохою. Св. Синод издавал о прекращении этого беззаконья указы, но они мало действовали на народ. Преосв. Иосаф в 1759 г. подтвердил это распоряжение Синода, предупреждая священников, что будет лишать сана за совершение таких венчаний, но уже в том же году разбирались такие дела, и наивные свёкры на следствии говорили, что они, живя со снохами, приносят пользу дому и мужьям (т.е. сыновьям). Консистория расторгала такие браки, но они всё-таки совершались.

13-й Порфирий Крайский (с 29 окт. 1763 по 7 июля 1768 г.), по вступлении в сан Белгородского епископа произвёл тщательную ревизию всех церквей при помощи назначенных им архимандритов. Результаты получились печальные, как в отношении состояния церквей, так и совершения служб и умственной и нравственной темноты церковного клира. Кроме того, оказалось, что помещики держат в подчинении духовенство, отымают церковные земли, разные командиры обременяют постоями и берут самовольно духовенство под суд. Зажиточные обыватели насильно заставляют венчать малолетних, часто бьют священников и т.п.

Оставшиеся после него деньги пошли на учреждение двух богаделен – Смоленской (муж.) и Успенской (женск.) каждая на 18 человек разного звания, наименованы «Крайскими». В XIX в. Эти богадельни на некоторое время прекратили своё существование, потом были восстановлены под видом Иосафо-Порфирьевской богадельни для духовных, существующей и поныне в Белгороде.

14-й Самуил Миславский (с 28 дек. 1768 г. по 21 сент. 1771 г.) – выдающийся архипастырь по своему образованию и просветительной деятельности. Первое и главное внимание обратил на школы; коллегиуму дал подробную инструкцию о методах и объёме преподавания каждого предмета. Обратил особенное внимание на усиление преподавания русского языка (в то время преимущественно пользовался латинский).

При еп. Самуиле открываются славяно-российские школы для духовенства во многих городах Белгородской епархии; учреждается впервые инспекция школьная, в том смысле, что преосвященный повелел доставлять ему ежегодно сведения к январю обо всех учащихся и неучащихся детях духовенства.

В 1765 г. Харьков сделан был губернским городом, но оставался в Белгородской епархии. В 1769 г. харьковский губернатор просит преосвященного Самуила, чтобы он повелел соборным священникам говорить проповеди, ибо «не слыхать не единожды проповеднического гласа», хотя священники и «учёные». Самуил повелел духовенству обязательно произносить проповеди и даже сделать расписание на этот предмет; в указе добавлено было, что последует отрешение от должности, если проповедования не будет.

«Суеверныя безделия» народа Самуил старался энергичными мерами и пресекать; религиозные же обычаи, питавшие благочестивые чувства, поддерживал и поощрял. Так он хлопотал о возобновлении крестного хода с иконою Знамения в Коренскую пустынь.

15-ый Аггей Колосовский (9 февраля 1774 г. по 28 н. 1786 г.) – сын простого казака, академик по образованию.

При нем Белгородская славяно-латинская школа обращена была в малую семинарию (до «пиитического» класса) при Николаевском монастыре «в праздных, к тому способных покоях». Повелел консистории обратить особенное внимание на «укрывательство от училищ священно и церковно-служительских детей». Преосвященный Аггей, заботясь об учащихся детях, часто последним назначал на житьё доходы с некоторых дьяковских мест до окончания учения. Обучавшиеся в духовных школах были в те времена почти единственно грамотные люди; поэтому на гражданскую службу брались исключительно ученики духовных школ. Но еп. Аггей отпускал только наименее способных, «которые ниже риторического класса и неспособны к продолжению высших наук».

16-ый Фекотист Мочульский (с 9 февраля 1787 г. по 29 апр. 1818 г.; 15 сент. 1801 г. пожалован в архиепископы). При нём в 1805 г. произошло разделение Белгородской епархии на Слободско-Украинскую (Харьковскую) и Курскую; с этих пор белгородские иерархи именуются Курскими и Обоянскими. Преос. Феоктист заботливо относился к училищам. В то время появилось уже Главное народное училище, и Феоктист писал в Харьковскую семинарию (превращённый коллегиум), что «стыдно для семинарии не обучать тому, чему обучают в народном училище» (это относится к преподаванию физики, естествоведения, геометрии и механики). Обратил серьёзное внимание на способы преподавания, по его мнению, практика далеко важнее теории, и учеников надо экзаменовать больше «в примерах»; сочинение должно считаться «яко первый предмет для пользы и славы церкви святой», в нём лучшее мерило степени развития учеников.

Преосв. Феоктист был учредителем Белгородской духовной семинарии, преобразовавши к 1790 г. в неё бывшую в Белгороде славяно-латинскую школу, в 1801 г. построил для неё двухэтажный каменный корпус, в котором семинария была до 1883 г. Казна дала только 2400 руб, а сам епископ изыскал пожертвований на 12,000 руб. Феоктист сам составил для новой семинарии учебный план, строго следил за его выполнением, почти каждый день посещал классы, перечитывал все упражнения учеников, делал на них собственноручно заметки; сам составлял некоторые учебники. Благодаря такой заботливости, Белгородская семинария скоро стала во многом превосходить уже старый Харьковский коллегиум. Вскоре же после первых выпусков семинаристов, преосв. Феоктист стал получать благодарственные письма за проповеднические успехи его учеников.

За 14 лет (с 1791 по 1905 г.) из Белгородской семинарии при Феоктисте вышло более 1000 человек учеников разных классов в священнослужители, в медицинскую науку, в военную и статскую службу, в харьковский университет (при основании его сразу поступило 20 семинаристов).

Пр. Феоктист открыл подготовительные славяно-латинские школы в Старом Осколе, Обояни, Путивле и Рыльске, и лелеял мысль иметь славяно-российские школы при каждом приходе, поэтому требовал, чтобы в приходы назначались лица достойные, умеющие петь и читать, чтобы готовились усердно к занятию известной должности, а не ссылались на своё «сиротство», ибо оно «недостойнаго достойным учинить на может» и сироты должны ещё больше «прилагать старания к научению».

Умер пр. Феоктист глубоким старцем и в завещании своём никого не забыл.

17-ый Евгений Казанцев – с 14 июля 1818 г. по 27 февр. 1822 г.

18-ый Владимир Ужинский – с 12 апр. 1822 г. по 28 марта 1831 г.

19-ый Иннокентий Сельнокринов – с 28 марта 1831 г. по 10 февр. 1832 г.

20-ый Илиодор Чистяков – с 13 марта 1832 г. по 5 ноября 1860 г.; с 24 марта 1844 г. архиепископ. При нём епископская кафедра (в 1833 г.) из Белгорода перенесена в Курск.